Женщины у окна – самые ценные картины Пикассо

Содержание

Как научиться разбираться в живописи Пабло Пикассо за 5 минут

Женщины у окна – самые ценные картины Пикассо

По оценкам экспертов, Пабло Пикассо считается самым дорогим художником в мире. Несколько лет назад объем официальных продаж его работ составил $ 262 млн.

Кроме того, творческая карьера Пикассо считается одной из самых продолжительных.

Она охватывает почти 80 лет, поэтому неудивительно, что за это время художник тяготел к экспериментам — от классицизма и натурализма до кубизма и сюрреализма.

AdMe.ru решил проследить, как менялся почерк и стиль одного из самых известных и почитаемых художников XX века и с чем были связаны эти перемены.

Ранний период (8–20 лет)

Пабло Пикассо (чье полное имя звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо) родился в 1881 году в Андалузской провинции Испании.

Его отец был художником и с ранних лет прививал мальчику любовь к искусству: учил азам живописи и всячески развивал талант сына. Маленький Пабло начал рисовать в 3 года, а в 7 лет уже писал картины маслом.

Все ранние работы Пикассо и их цветовая палитра обладают максимальным сходством с оригиналом – художник изображает жизнь и людей такими, какие они есть.

Полотно 1896 года “Портрет матери” (слева на коллаже выше) написано 15-летним художником в Барселоне во время учебы в школе искусств и ремесел.

Одна из последних работ раннего периода – “Нана” (на коллаже справа) – была написана к первой выставке Пабло в Париже. В это время он осваивал методы импрессионистов и подражал им. В итоге критики отметили высокое мастерство начинающего художника, но посоветовали ему искать свой собственный стиль.

«Голубой период» (20–24 года)

© The absinthe drinker / picassolive   © Tête d'arlequin / picassolive  

К концу 1901 года Пабло находит свой оригинальный стиль и пишет работы, которые впоследствии будут отнесены к так называемому «голубому периоду», поскольку в цветовой палитре художника преобладали холодные и мрачные оттенки синего. На полотнах этого времени превалируют темы печали, нищеты, старости и смерти, а героями картин становятся алкоголики, проститутки и люди из низших слоев общества.

Дело в том, что в 1901 году покончил с собой близкий друг Пикассо. Художник чувствовал вину в том, что не предотвратил трагедию, и пребывал в депрессии. Кроме того, в эти годы Пабло отчаянно нуждался в деньгах и часто голодал. Одним из самых знаменитых полотен «голубого периода» считается картина «Любительница абсента» (слева на коллаже выше).

По иронии судьбы, полотна этого самого тяжелого и голодного периода жизни художника продаются сегодня на аукционах за огромные деньги. Например, картина «Голова Арлекина» (на коллаже справа) была продана на аукционе Sotheby’s за $ 15,2 млн.

«Розовый период» (23–25 лет)

© wikipedia   © La coiffur / picassolive  

В 1904 году Пикассо окончательно переезжает в Париж. Два последующих года его творчества получили название «розовый период» из-за характерной цветовой палитры. В это время все работы Пабло преисполнены жизнерадостности, изящества и тонкости.

Пикассо заводит новых друзей и впервые в жизни серьезно влюбляется в Фернанду Оливье. Влюбленные живут вместе в его мастерской на Монмартре, и жизнь кажется прекрасной. Вскоре у Пабло появляются покровители — писательница Гертруда Стайн и ее брат.

Они покупают картины у нуждающегося художника, выставляют их в своей галерее и вводят его в круг парижской богемы.

Главными персонажами работ Пикассо становятся бродячие артисты, акробаты, циркачи и танцовщики. В них Пабло видит много общего с художниками: они тоже бедны и всегда держатся вместе.

Одна из самых известных картин «розового периода» — «Девочка на шаре» (слева на коллаже выше).

Африканский период (26–28 лет)

© Buste d'homme / picassolive   © Femme à l'éventail / picassolive  

Этот короткий период творчества художника называют также «протокубическим», или «сезанновским», потому что Пабло находится под серьезным влиянием метода Поля Сезанна. Пикассо старается максимально упрощать изображение, так как приходит к выводу, что в основе любой сложной формы всегда лежит простой геометризм: куб, шар, цилиндр, конус.

Сюжеты полотен того времени навеяны архаичным искусством Африки, которое художник увидел на этнографической выставке в музее Трокадеро.

Для Пабло простое и даже примитивное африканское искусство стало настоящим открытием, поскольку оно несло в себе огромный жизненный и художественный заряд.

Древние скульптуры передавали реальность с гораздо большей силой, чем современное европейское искусство.

Аналитический кубизм (28–31 год)

Аналитический кубизм Пикассо изменил развитие всего искусства XX века. Он стал родоначальником этого направления в живописи вместе с французским художником Жоржем Браком.

Философия этого стиля заключалась в том, что живопись способна на большее, чем просто изобразить то, что видит глаз человека.

Пабло ищет способ показать мир таким, какой он есть, поэтому старается писать «не то, что видит, а то, что знает».

Сначала художник экспериментирует с цветом: он уничтожает цветность, так как считает, что это просто обман зрения. Плотна аналитического кубизма отличает их монохромность. Потом Пикассо избавляет от фактуры вещей — скрупулезное выписывание деталей предметов, волосков и морщинок уже неактуальны.

В это время Пабло пишет довольно много портретов своей возлюбленной Фернанды, в частности картину «Женщина с грушами» (на коллаже слева). Именно в этих работах он оттачивает свой новый метод видения формы.

Синтетический кубизм (31–36 лет)

Синтетический кубизм характеризуется изменением колористики: Пикассо начинает добавлять в картины яркие цвета. Кроме того, в полотнах появляются узнаваемые предметы: ключ, трубка, бутылка, бокал, музыкальный инструмент.

Таким образом, картины синтетического кубизма становятся больше похожими на коллажи. Причем художник использует для их создания не только краски, но и папье-маше, газеты, нотные листы и опилки, чтобы придать поверхности больше фактуры.

Наиболее известной стала серия его полотен-коллажей «Гитары».

Свое название этот период получил потому, что Пикассо синтезирует, объединяет 2 реальности — художественную и настоящую.

Классицизм (36–44 года)

Это очень насыщенный и яркий период в жизни и творчестве Пабло. В это время он сотрудничает с Русским балетом Дягилева, вместе с труппой едет в Рим и влюбляется в русскую балерину Ольгу Хохлову. Вскоре пара играет свадьбу, у них рождается сын Пауло.

Новая среда — театр, балет, путешествия — требуют реалистичного изображения, и Пикассо отказывается от кубизма в пользу античного классицизма. Кроме того, художник теперь вращается в новой для себя респектабельной среде, к которой питает слабость его супруга. Также Ольга требует от мужа, чтобы на его портретах и она, и их сын были узнаваемыми, и Пабло не может отказать ей в этой просьбе.

© Olga Picasso / picassolive  

Сюрреализм (44–56 лет)

Когда Пикассо было 45 лет, его отношения с Ольгой Хохловой начали ухудшаться, и он познакомился с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. Девушка стала его натурщицей и новой музой.

Также в этот период Пабло много общается с сюрреалистами, и это направление в живописи начинает оказывать на его творчество огромное влияние.

Переход к сюрреализму можно описать выражением самого художника: “Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу”.

Одной из самых ярких картин того времени считается полотно “Читающие женщины” (справа на коллаже выше). На нем нарисованы Мария-Тереза и ее сестра. Позднее картина была продана на аукционе Sotheby's за $ 21,3 млн.

Конец 30-х и война (56–64 года)

Предчувствие скорой войны в Европе и страхи из-за возрастания сил фашизма и франкизма нашли отражение и в творчестве Пикассо.

В это время он создает знаменитую серию “Плачущие женщины”, которую посвящает всем женщинам той эпохи.

Его главной музой в этот период была художница и фотограф Дора Маар – именно ее он чаще всего изображает на своих полотнах и в ее портретах воплощает все ужасы войны.

В 1937 году Пабло Пикассо пишет, пожалуй, свою самую известную картину – “Герника” (на фото внизу). Так художник откликается на бомбардировку фашистами испанского города Герника. Полотно стало актуальным антифашистским манифестом, который стремительно распространился по Европе.

© wikipedia  

Послевоенный период (65–73 года)

Этот период в жизни художника можно назвать временем обновления и надежд. В послевоенные годы Пикассо влюбляется в юную художницу Франсуазу Жило, и вскоре пара перебирается жить в свой дом на юге Франции, где у них родились 2 детей.

Пабло часто пишет свою возлюбленную. Ее свежий и яркий образ на картинах обычно далек от натуралистичности, но всегда узнаваем.

Однако семейного счастья не получилось – непростой характер и частые измены художника вынудили Франсуазу забрать детей и уйти от него. Это был первый раз, когда женщина оставила Пикассо, а не наоборот.

Находясь в тяжелом состоянии после ухода возлюбленной, он пишет картину “Тень, падающая на женщину” (на коллаже справа).

Поздний период (73–92 года)

© Jacqueline aux mains croisées / picassolive   © Tête de femme / picassolive  

Пабло Пикассо продолжал рисовать до последних дней. Его работы в это время включают в себя множество стилей и элементов прошлых периодов, поэтому они весьма разнообразны и неодинаковы по качеству. Так, его картина “Алжирские женщины. Версия О”, написанная в этот период, была продана в 2015 году за $ 179 млн и стала самой дорогой картиной в мире, когда-либо проданной с аукциона.

© wikipedia  

В это время его музой была Жаклин Рок. Вместе они прожили 11 лет, и за это время художник создал более 400 ее портретов – больше, чем любой другой из своих женщин. Картина “Жаклин со скрещенными руками” – одна из первых работ этой серии – была написана Пабло за один день.

Последней картиной гения стало полотно под названием “Лежащая обнаженная голова” 1973 года. Еще накануне Пабло Пикассо трудился над нею в своей мастерской, а на следующее утро он умер на 92-м году жизни. За 76 лет творчества художник создал около 20 тыс. работ.

© Femme nue couchée et tête / picassolive  

Бонус

Недавно американские ученые раскрыли секрет одной из картин Пикассо «голубого периода» — «Нищенка, сидящая на корточках». Исследователи применили метод рентгенофлуоресцентного анализа и обнаружили, что под полотном скрыта картина другого художника. Пикассо написал свою работу поверх старой, на которой был изображен пейзаж Барселоны.

Картины какого периода творчества Пабло Пикассо вам наиболее близки?

Самые дорогие картины Пикассо: названия, цена, фото

Женщины у окна – самые ценные картины Пикассо

Экспертные оценки показали, что Пикассо – самый дорогой в мире художник. Практически половина рекордных продаж картин в мире относится к его работам. Полотна мастера есть в музеях и частных коллекциях, они созданы в разные периоды его творчества. У каждой картины есть своя история.

Алжирские женщины

Этот шедевр появился в 1955 году и относится к поздним работам мастера. Под таким названием была написана целая серия картин, что отражает неудовлетворенность художника собственным творчеством. Рекорд по стоимости в этой серии побила последняя ее версия «О».

Источником вдохновения для «Алжирских женщин» стали «Алжирские женщины в своих покоях». Автором является Эжен Делакруа, написавший это полотно еще за полвека до рождения Пикассо.

Делакруа был одним из художников, восхищавших Пикассо. Версию «О» в составе всей серии приобрели Виктор и Салли Ганцы в 1956 году.

Позже большую часть серии они продали Галерее Сайденберг, оставив себе 5 работ, включая и версию «О».

Картина написана в восточном стиле. Это 4 наложницы, но особенно выделяется одна фигура – остальные выполнены очень абстрактно. Художник совместил в одном полотне множество цветов, что великолепно передает восточный колорит.

https://www.youtube.com/watch?v=JiMfn7n_65U

Статус одной из дорогих работ Пикассо картина получила в 2015 году на аукционе Christie’s. Купил ее Хамид бен Джасим за 179,3 миллионов долларов. Полотно и сейчас находится в его частной коллекции.

Интересно, что покупка всей серии в 1956 году обошлась в 212,5 тысяч долларов, а из коллекции Ганцев в 1997 году версию «О» продали почти за 32 миллиона долларов.

Сон

Создано полотно в 1932 году, в момент преобладания сюрреализма в творчестве художника. Работа заняла у него всего один день.

На полотне изображена Мария-Тереза Вальтер – возлюбленная художника. Она сидит в кресле, голова ее склонена набок, на лице покой и умиротворение. У Марии-Терезы округлые формы, руки сложены на животе – на тот момент она ждала ребенка от Пикассо. Художник использовал в работе яркие и сочные тона, отражающие любовь и страсть, гармонию и умиротворение, спокойствие и ожидание чуда.

Это самая дорогая работа Пикассо в составе закрытых продаж. Продали ее в 2013 году за 155 миллионов долларов Стивену Коэну. Полотно сейчас находится в его частной коллекции.

Еще в 2006 году Коэн хотел приобрести этот шедевр за 139 миллионов долларов, но владевший им Стив Уинн банально порвал край полотна, зацепившись локтем. Первыми ее владельцами были Ганцы, отдавшие за нее в 1941 году 7000$. После их смерти картина ушла на аукционе Christie’s за 48,4 миллиона долларов – мировой рекорд для картины на тот момент.

Молодая девушка с цветочной корзиной

Полотно было написано в 1905 году – в творчестве Пикассо тогда наступил «Розовый период». На нем изображена во весь рост молодая девушка – она еще не вполне сформировалась.

Девушка полностью обнажена, пропорции фигуры реалистичны без искажения линий и объемов. Она стоит боком, но лицо обращено на мастера – его выражение вызывает много вопросов.

В руках корзинка с красными цветами – яркое пятно на фоне серо-голубых стен и обнаженного тела.

По результатам открытых продаж это полотно находится в первой десятке самых дорогих картин в мире. В 2018 году его продали на аукционе Christie’s за 115 миллионов долларов анониму, картина остается в его частной коллекции. Прежде ею владели Рокфеллеры.

Обнаженная, зеленые листья и бюст

Эту работу Пикассо написал в 1932 году. На картине изображена Мария-Тереза Вальтер. Женщина лежит, запрокинув голову и закинув за нее руки. Она полностью обнажена – формы искажены в соответствии с сюрреалистическим направлением в творчестве Пикассо того периода. По мнению некоторых специалистов, Пикассо придал здесь Марии-Терезе образ Дафны – прекрасной нимфы из древнегреческих мифов.

Помимо девушки на картине изображен бюст – он существует реально и сделан с этой же натурщицы. Выделяются на полотне также сочно-зеленые листья комнатного растения – этот яркий элемент отражен даже в названии работы.

Это еще одно творение Пикассо из десятки самых дорогих в мире. В 2010 году на аукционе Christie’s полотно ушло анониму за 106,5 миллионов долларов.

Мальчик с трубкой

Это работа 1905 года, когда в творчестве мастера царил «Розовый период». Тогда художник еще жил в общежитии, был молод и влюблен.

Позировал Пикассо уличный мальчишка Луи. Он сидит в раскованной позе с меланхоличным и отрешенным лицом.

Использованные в работе тона создают великолепный контраст – розово-золотистые стены с выделяющимися на них цветочными рисунками, синий костюм. В одной руке мальчик держит трубку.

Примечателен розовый венок на голове, подчеркивающий выражение лица – эта деталь появилась позже, так как мастер не мог определиться с завершающим штрихом.

Одной из самых дорогих работ Пикассо и всего мира «Мальчик с трубкой» стал в 2004 году на аукционе Sotheby’s – его стоимость составила 104,1 миллиона долларов. На тот момент эта сумма стала мировым рекордом и оставалась таковым еще 6 лет. Сегодня картина находится в частной коллекции.

Дора Маар с кошкой

Художник написал картину в 1941 году. На ней изображена Дора Маар, бывшая почти 10 лет возлюбленной Пикассо. Она сидит на стуле, а на его спинке разместился черный котенок.

Работа напоминает карикатуру – она выполнена в кубистической манере. Это отражается в изображении лица одновременно в профиль и анфас, резких углах и ярких цветах. Многие детали символичны. Пикассо называл Дору афганской кошкой, поэтому на полотне есть котенок. Темперамент женщины отражен в яркой одежде, длинных и острых ногтях, шляпе с цветами.

Среди самых дорогих картин в мире и работ мастера эта картина идет сразу же после «Мальчика с трубкой». Через 6 лет после ее создания картину приобрели чикагские коллекционеры Мэри и Ли Блок, еще через 16 лет – другая чикагская пара, Адель и Уиллард Джидвицы. После этого полотно увидели лишь в 2005 году на выставках Sotheby’s.

Еще через год аукционный дом продал картину за 95,2 миллионов долларов. Покупатель неизвестен, но предположительно это Бидзина Иванишвили – грузинский миллиардер. Картина сегодня находится в частной коллекции.

Певица кабаре

Эту картину Пикассо написал в 1901 году в «Голубом периоде». Женщина изображена обнаженной, ее очертания реалистичны.

Это брюнетка с кудрявыми волосами, на которых выделяется красное украшение, которое может на самом деле быть и рисунком на стене. Отражены все недостатки фигуры – художник написал ее без прикрас.

Выделяется также рисунок на стене – его яркие цвета создают контраст с сине-белым фоном и обнаженной натурой.

Картину продали на аукционе Sotheby’s в 2015 за 67,5 миллионов долларов. Сегодня она находится в частной коллекции.

Бюст женщины

У этой работы есть и другое название – «Женщина в сеточке для волос». Написана картина была в 1938 году.

Бюст женщины был написан с Доры Маар – в тот период их отношения с художником были в самом разгаре. Это работа в кубистической манере, использованы яркие и сочные тона. Сеточка для волос не является самым ярким элементом полотна – она в большей степени используется для уточнения, поскольку бюсты Пикассо писал неоднократно, в том числе и с Доры Маар.

В 2015 году картину продали на аукционе Christie’s за 67,4 миллионов долларов. Сделка совершена анонимно, картина находится в частной коллекции.

Женщина со скрещенными руками

Это полотно было закончено в 1902 году и стало одним из шедевров «Голубого периода» в творчестве Пикассо. Натурщицей стала предположительна пациентка парижской тюремной больницы Сен-Лазар.

В картине преобладают холодные серо-голубые тона, усиливая мрачную атмосферу безысходности. Женщина сидит, скрестив руки, на лице ее печать горечи и отчуждения. Создается впечатление, что за ее плечами огромный жизненный опыт.

Скрещенные руки символизируют смирение женщины со своей судьбой.

Долгое время с 1936 года до последнего аукциона картина принадлежала коллекционеру Чонси Маккормику. В списке ее прежних владельцев числится также Гертруда Стайн – среди работ Пикассо есть и ее портрет.

В 2000 году на аукционе Christie’s полотно ушло за 55 миллионов долларов неизвестному покупателю. Картина находится в частной коллекции.

Портрет Анхеля Фернандеса де Сото

Этот испанский художник был не только коллегой, но и другом Пикассо. Его портрет был написан в 1903 году в разгар «Голубого периода» в творчестве мастера.

У картины есть и другое название – Любитель абсента. Художник на ней находится в темном баре с трубкой в руке, окутанный табачным дымом. Перед ним стоит огромный бокал абсента – символичная деталь, поскольку выпить Анхель любил.

В число самых дорогих картин Пикассо эта работа вошла в 2010 году после продажи на аукционе Christie’s за 51,6 миллион долларов. Сегодня полотно остается в частной коллекции.

Прежде картиной владел Эндрю Ллойд Уэббер, приобретший ее пятью годами ранее минимум вдвое дешевле.

Примечательно, что Ллойд хотел выставить картину на аукцион еще в 2006 году, но с торгов ее сняли в последний момент из-за претензий наследника бывшего владельца, которым был немецкий банкир Пауль фон Мендельсон-Бартольди. Было заявлено, что нацисты похитили полотно во время Второй мировой войны, однако эта информация не подтвердилась.

Стоимость многих работ Пабло Пикассо достигает десятков и даже сотен миллионов долларов. Несколько его картин числятся среди самых дорогих в мире, а одна даже занимает почетное второе место.

Самые знаменитые работы Пабло Пикассо: описание

Женщины у окна – самые ценные картины Пикассо

Символом мира считается голубь с оливковой ветвью от Пикассо. Этот человек был не только гениальным художником, импрессионистом и основателем кубизма, он был гуманистом, общественным деятелем и борцом за мир. Сейчас рассмотрим самые знаменитые работы Пикассо.

Самые известные картины Пабло Пикассо:

1

 Наука и благотворительность (1897)

Внушительная работа юного шестнадцатилетнего Пикассо удивляет своим размахом и смыслом. Картина написана в стиле реализма. У постели больной женщины сидит доктор. Рядом стоит монахиня — она взяла заботу о ребёнке больной женщины.

Работа блестяще выполнена в классической манере академической живописи. Эта работа была отмечена почётной наградой и золотой медалью на разных выставках. Несмотря на грандиозный успех, Пикассо больше никогда не возвращался к академизму.

2

 Автопортрет в голубой период (1901)

Портрет написан художником в начале своего творческого пути и искания. В начале «голубого периода» он натыкается на непонимание со стороны зрителей. К тому же он погряз в безденежье, и его не отпускала чёрная полоса жизни. Автопортрет Пикассо — образ полного отчаяния и одиночества, душевного холода.

3

 Ребёнок с голубем (1901)

Картина французского или «голубого периода», когда молодой Пикассо проживал в Париже, показывает яркую индивидуальность начинающего импрессиониста.

Маленькая девочка в белом платье трогательно прижимает к себе голубя. Её коротко остриженные рыжие волосы контрастируют с холодным и безликим фоном картины. У ног девочки лежит ярко раскрашенный мяч. Вероятно, Пикассо изобразил на картине свою умершую в детстве младшую сестру.

Эта картина очень печальна. В тот период в жизни художника происходили различные трагические события, которые повлияли на стиль написания картин. В них преобладали оттенки голубого цвета, что дало соответствующее название периоду творчества Пикассо.

4

 Трагедия (1903)

Картина «Трагедия» — очередное полотно «голубого периода» в жизни Пикассо. Картина изображает трёх людей: женщину, мужчину и ребёнка в самый тяжёлый момент их жизни. Люди отчаялись, лишения и бедность подкосили их. Они стоят босыми на берегу моря, им холодно, они кутаются в свои жалкие одежды.

Мужчина не знает, что делать, чтобы спасти семью. Ребёнок ищет поддержки у отца, но тот погружен в свои мысли. Синий цвет картины подчёркивает невыносимую тоску и бедность низших слоёв общества, их трагическую судьбу.

5

 Старый гитарист (1903)

Это полотно также написано в знаменитый «голубой период» творчества Пикассо. Трагическая составляющая картины подчёркнута холодной цветовой гаммой. Старый, слепой, истощённый музыкант сжимает свою единственную подругу — старую гитару. Его физические и духовные страдания очень быстро передаются зрителю. Возле этой картины начинаешь ощущать неизбежность смерти и невыносимое одиночество.

6

 Жизнь (1903)

Эта картина также написана в «Голубой период» творчества и признана мировым шедевром, хотя Пикассо не любил эту работу и считал её незавершённой. Сюжет картины описывает четыре основных периода в жизни человека: рождение, любовь, одиночество и смерть.

На фоне голубого, плавно переходящего в зелёный, изображены статичные и абсолютно без эмоций человеческие фигуры. Слева — влюблённая пара, справа — одинокая мать с новорождённым ребёнком, в центре вверху — прощание и внизу в центре смерть.

7

 Девочка на шаре (1905)

Одним из самых известных и монументальных полотен Пикассо является «Девочка на шаре». Сочетание статичности и движения, большого и маленького, основательного и хрупкого создаёт удивительный контраст.

Мощная, застывшая глыба сидящей мужской фигуры акробата на абсолютно устойчивом кубе и хрупкая фигурка девочки, балансирующей на шаре, занимают всё пространство полотна. На заднем плане изображены маленькие фигурки женщины и ребёнка, собаки и белой лошади. Они уравновешивают композицию и делают её целостной.

8

 Семейство комедиантов (1905)

На смену «Голубому периоду» в жизни Пикассо пришёл «Розовый период» одиночества и бедности. «Семейство комедиантов» — картина, предвещающая смену живописного стиля Пикассо. Тональность и цветовая гамма его полотен сменилась. В них появились тёплые розовые, серые и жёлтые оттенки.

В те годы его увлёк мир циркового и театрального искусства. Персонажами таких картин стали жонглёры, акробаты, клоуны, наездницы. На картине изображена группа цирковых бродячих артистов. Акробаты, шуты, Арлекин, держащий за руку дочь, девушка на переднем плане — группа глубоко одиноких и обездоленных персонажей.

9

 Авиньонские девицы (1907)

Картина была написана в начале века, а выставлена только через тридцать лет. Авангардное полотно не было оценено его современником — А. Матиссом. Предполагают, что критика с его стороны была явной ревностью, ибо картина была настолько хороша, что впоследствии приобрела огромную популярность.

Видимо, Пикассо опережал своё время на шаг вперёд. Эта картина стала очередной ступенькой в творчестве художника, как кубиста. На этом полотне уже видны зарождающие черты этого стиля. Анре Сальмонт, друг художника, предложил назвать полотно «Авиньонские девицы».

Кстати, если вы хотите узнать нашу версию рейтинга самых красивых женщин в истории, переходите по ссылке.

10

 Сидящая женщина (1909)

Портрет Фернанды, своей постоянной натурщицы, Пикассо выполнил необычной манере. Кубизм только зарождался, и художник искал всевозможные способы изображения. Весь портрет разделён на мелкие детали.

Картина написана в светло-коричневых и зеленоватых тонах. Маленькая голова контрастирует с крупным телом. Изображение одновременно и объёмное, и плоское.

В отдельных сегментах присутствует градация тона — от светлого к тёмному, что даёт эффект объёма общего вида.

11

 Три танцора (1925)

Пикассо в конце своей жизни назвал своё первое сюрреалистичное полотно «Пляской смерти». Картина изображала любовный треугольник двух своих друзей и роковой женщины, любовь к которой привела к их трагической гибели.

12

 Сон (1932)

Картина написана в стиле сюрреализма. На картине художник изобразил Марию-Терезу Вальтер свою прекрасную возлюбленную. Ни одну женщину он не писал с большей любовью, и этому доказательство — картина «Сон».

Её красивое лицо изыскано, поза женщины расслаблена, голова слегка запрокинута и имеет форму разбитого сердца, её округлые изгибы полные неги. Руки, сложенные на животе подчёркивают будущее материнство натурщицы. Она в ожидание младенца — дочери художника.

Советуем посмотреть на картины знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали, опубликованные на нашем сайте most-beauty.ru.

13

 Девушка перед зеркалом (1932)

Очередной портрет Марии Терезии Вольтер написан в необычной манере. Художник ищет новые формы. На картине изображена молодая женщина перед зеркалом. Её округлый живот привлекает внимание, как и отражение в зеркале. Необычное цветовое решение, формы делают эту картину загадочной и таинственной. Это полотно в 2015 году было продано за рекордную сумму — 115 млн долларов.

14

 Герника (1937)

Открыть картину в высоком разрешении.

Бомбардировка нацистами города Герники в 1937 г. вызвала у Пикассо протест и возмущение. Под воздействием этого события он изобразил экспрессионистскую картину, полную ужаса, слёз и страданий. Размер картины потрясает — 3,4 на 7,8 метров — во всю стену мастерской художника. В Правой части изображены пылающие здания, из которых в ужасе бегут люди, в основном женщины.

Одна женская фигура охвачена огнём в проёме окна, в левом углу картины кричащая от горя мать с мёртвым ребёнком на руках. Растерзанная женщина с раскинутыми руками — символ смерти. Лампа и фонарь — символ внезапного нападения среди ночи. Эта картина напоминает коллаж из фигур, будто вырезанных из утренних газет. Наполненная эмоциями картина производит неизгладимое впечатление.

15

 Бюст Женщины (1937)

Один из немногих изображений Доры Маар, которое передаёт её красоту. На сложном зелёном фоне с распущенными волосами изображена кареглазая Дора. Её персиковое румяное лицо излучает нежность. Ранее Пикассо писал свою любимую натурщицу в сценах плача или неистового горя. По прошествии трагедии в Гернике, этот портрет немного поднимает настроение художника.

16

 Плачущая женщина / Дора Маар с платком (1937)

Образ женщины в творчестве Пикассо обыгрывался множество раз. Ему терпеливо позировали самые красивые женщины. Одной из них была его близкая подруга — красавица Дора Маар. Серия «Плачущая женщина» довольно большая и затрагивает различные эмоциональные переживания: от глубокого горя и отчаяния до слёз радости.

Картина «Плачущая женщина», для которой позировала Дора Маар, изображает горе и страдание в стиле кубизма. Яркие краски и угловатые формы подчёркивают плоскость изображения. Необычайный эффект достигается путём изображения нижней части лица, просвечивающейся сквозь ткань платка.

Красная шляпка с ярким синим цветком, разноцветные тонкие полосы волос, «вдребезги» разбитые стёкла глаз создают необычайное эмоциональное восприятие картины. В этом всё волшебство и гений Пикассо — из раздробленных частей создать цельный образ.

17

 Голова быка (1942)

Бык — это символ неуправляемой силы и жестокости, неотвратимости беды. Бык Пикассо — символ Второй мировой войны. Необычное скульптурное изображение головы быка выполнено Пикассо из деталей обычного велосипеда. Мордой быка стало кожаное велосипедное сидение, а рогами стал металлический руль. Лаконизм — в этом весь Пикассо.

18

 Дон Кихот (1955)

Простой набросок, чернильный эскиз изображает персонажей культового испанского произведения «Дон Кихот». Символичность рисунка блестяще отображает характеры персонажей. Дон Кихот сидит, понурившись, на своём старом и унылом Росинанте.

В его руке копьё для сражения с мельницами, которые изображены на горизонте. Рядом на ослике восседает увесистый и основательный Санчо Панса.

Этот рисунок стал классическим и бесспорным иллюстративным изображением героев бессмертного романа Сервантеса.

19

 Чикагский Пикассо (1967)

В 1967 году в Чикаго на площади возле Daley Center была установлена большая скульптура, автором которой является Пабло Пикассо. Эту скульптуру называют Чикагским Пикассо. Она полюбилась не только жителям города, но его многочисленным гостям.

Художник не давал намёков, что или кого он изобразил, но подозревают, что это образ Лидии Корбет, которая позировала художнику. В скульптуре можно узнать её по высоко поднятому «конскому» хвосту и длинной шее.

20

 Поцелуй (1969)

Среди работ Пикассо есть серия полная страсти и романтизма — «Поцелуй». Среди них выделяется картина 1969 года, когда творчество художника достигло наивысшего мастерства. Далёкая от реализма картина изображает целующуюся пару. В картине накал страстей подчёркивается большим количеством всевозможных линий: линии на обоях, линии позади мужской фигуры, завитки волос в виде тех же линий.

Эта картина изображает различие чувств мужчины и женщины, эмоциональную дистанцию между партнёрами. Женщина изображена более чувственной и трепещущей, а мужчина наоборот — отрешённым и безразличным. Мысли мужчины витают где-то в другом месте, но не рядом с любящей женщиной.

Это одна из самых интересных картин Пикассо по мнению редакции most-beauty.ru. Для усиления драматизма Пикассо использует для написания картины различные технические приёмы и монохромную живопись.

21

 Купальщица (1971)

Тема купальщиц поднималась Пабло Пикассо в течение всей его жизни. Это целая серия работ, посвящённая женскому телу и женской красоте.

Символические знаки, в основе которых использовались иберийские узоры, символы, сложные формы и таинственные обозначения Пабло Пикассо использовал, чтобы изобразить таинственность и величие женщины.

Обнажённые фигуры на фоне моря в различных художественных стилях получали с каждым годом всё новое и новое развитие.

Очередную «Купальщицу» Пикассо написал за два года до смерти. В зелёных волнах бурного моря плещется обнажённая женщина. Её плавные формы сливаются с волнами, а широко раскрытые миндалевидные глаза сияют радостью от купания.

Послесловие

Автопортрет, Пабло Пикассо, 1907.

Гений Пикассо, его творческая активность, прогрессивность, любовь к жизни подарили миру исключительные шедевры живописи и скульптуры. Пабло Пикассо считается самым популярным и дорогим художником в мире. Каждая его работа оценивается в десятки миллионов долларов. Также его считают лучшим художником последнего столетия.

Редакция most-beauty.ru просит вас написать какие работы Пабло Пикассо производят на вас наибольшее впечатление.

13 удивительных фактов о Пабло Пикассо

Женщины у окна – самые ценные картины Пикассо

Олеся Ахмеджанова

В МИФе вышла новая и невероятно интересная книга о великом художнике Пабло Пикассо — «Человек, который стал Пикассо». Выбрали несколько фактов из неё. О лапках голубей, «голубом» и «розовом» периодах и самой трагической картине XX века, написанной мастером кубизма.

Первая картина

Биография искусства.Человек, который стал Пикассо

«Пикадор» — первая из известных картин Пикассо, нарисованная им в возрасте восьми лет масляными красками на доске. Он не расставался с ней на протяжении всей жизни, хотя она и была слегка испорчена.

«Пикадор»

И пабло, и диего, и хосе

Мальчик, пришедший в мир под чудным сиянием, получил имя Пабло Руис-и-Пикассо. По испанской традиции он носил фамилию отца — Руис и матери — Пикассо. В торжественный день крещения в церкви Сантьяго он получил имена

  • Пабло,
  • Диего,
  • Хосе,
  • Франсиско де Паула,
  • Хуан Непомусено,
  • Мария де лос Ремедиос
  • и Сиприано де ла Сантисима Тринидад.

Таков обычай в Малаге — давать как можно больше имен.

Слева — рисунок «Коррида». На детских рисунках Пикассо часто изображал любимую корриду. Справа — фотография Пикассо. Ему 15 лет

Первые рисунки Пикассо — это… лапки голубей

Отец Пикассо дон Хосе был художником, специализировавшимся на росписи столовых комнат. Его излюбленные мотивы — перья, листья, попугаи, сирень, а главное — голуби. Площадь Мерсед, где жила семья, обрамляли платаны, на которых гнездись тысячи этих птиц. Дон Хосе без устали рисовал их, заполнял ими картины, гармонично включал в свои композиции.

Первые рисунки голубей сделаны Пабло в 9 лет (1890)

Спустя несколько лет, когда дон Хосе, очарованный талантами Пабло, постепенно передавал ему свои кисти, он первым делом уступил сыну… лапки своих голубей.

Однажды вечером дон Хосе ушел, оставив сына заканчивать натюрморт. Вернувшись, он увидел завершенную работу. И птичьи лапки выглядели так живо, что взволнованный отец отдал Пабло свою палитру, кисти и краски.

Решил: сын талантливее, поэтому сам он больше не будет рисовать.

Пикассо сражает жюри

Семья Пикассо переезжает в Барселону, где дон Хосе занял должность в Школе изящных искусств. Она называлась Ла Лонха: это была старая академия с закосневшими традициями, где изучали в основном «антики», неустанно копируя гипсовые слепки.

Два автопортрета входят в число ученических работ периода 1897 — 1899 годов. Здесь Пикассо — воплощение богемного художника

Пабло всего 14 лет. Он слишком юн для этой школы. Но по просьбе отца ему позволили участвовать во вступительном конкурсе. «Антик, натюрморт, живая модель и живопись» — такова программа экзамена…

Юноша ошеломил жюри: за день он выполнил задание, на которое отводился месяц.

И сделал все с таким мастерством и точностью, что никто уже не сомневался: это истинное дарование.

«Голубой» период

Весна 1901 года. Пикассо исполнилось 20 лет. Новый период, новое возвращение, новый адрес в Париже: бульвар Клиши, 130… Маленькая комнатка, где Пабло жил и творил.

А также «Голубая комната», одна из картин, ознаменовавших «голубой» период. Это его любимый цвет, таким он в то время видел мир и одевался тоже в голубое. О голубом он говорил тогда как о «цвете всех цветов».

Этот этап его творчества назвали «голубым» периодом.

Картина «Жизнь» (слева) и «Автопортрет» (слева)

Картины «голубого» периода — в числе самых известных и любимых в творчестве Пикассо. Разумеется, потому, что изображенные на них персонажи еще довольно реалистичны. А сюжеты полотен отражают знакомые всем чувства.

Мастерская и хаос

В мастерской пахло льняным маслом, которое использовалось для лампы и разбавления красок. У стен стояли десятки картин. Та, над которой он работал в данный момент, стояла прямо на полу, опираясь на ножку мольберта. Рядом с мольбертом — краски, кисти, множество баночек, тряпочек и жестяных коробок.

Пикассо

А еще книги, странные предметы, какая-то цинковая труба — настоящий хаос с белыми мышами в выдвижном ящике и искусственными цветами, которые он нашел у старьевщика и купил, потому что понравился их цвет…

Невероятный хаос. Но жизненно необходимый. Пикассо всегда его любил. Возможно, он казался ему богаче идеями, чем порядок.

Это была его собственная система. Вещи находили место в потребности быть там или тут в данный момент. Внешний порядок, наоборот, нес в себе нечто навязанное, сковывал дух.

«Розовый» период

«Розовый» период пришелся на 1904 — 1906 годы. Он получил это название из‑за охристого и бледно-розового цветов, доминировавших в полотнах художника, и хрупкости, характерной для его персонажей. Чаще всего это акробаты и бродячие актеры, беззащитные обитатели обочины жизни, каждый жест которых говорит о грации и смирении.

Портрет Гертруды Стайн

В это же время был написан «Портрет Гертруды Стайн». Гертруда Стайн позировала на протяжении длительного времени. Весной 1906‑го Пикассо смыл лицо, потому что был им недоволен.

Осенью, вернувшись из Го́соля, он вновь взялся за него, придав ему вид маски. Гладкий, выпуклый лоб, обезличенные, правильные и схематичные черты.

«Это единственный мой портрет, который всегда остается мною», — сказала модель.

«Авиньонские девицы»: вызов, провокация, скандал

В конце лета 1907 года Пикассо завершил огромное полотно, начатое несколькими месяцами ранее. Почти шесть квадратных метров, сотни подготовительных рисунков и этюдов. Пабло заперся в мастерской, чтобы писать картину. И в один прекрасный день открыл двери перед близкими друзьями. Изумление, шок, потрясение… Нет таких слов, чтобы передать их реакцию.

Для многих историков искусства «Авиньонские девицы» послужили символом начала современного искусства

А ведь они привыкли к живописи Пабло и всегда первыми отстаивали ее. Но даже для них это было чересчур: они категорически осудили увиденное.

Матисс, великий художник, был в ярости! Сам Жорж Брак, с недавних пор друг Пабло, говорил: «Это как если бы ты хотел накормить нас паклей или напоить керосином!»

Даже Аполлинер, обычно безоговорочно принимавший сторону друга, осудил его. В этом хоре порицателей нашлось одно исключение — молодой немецкий коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер. Ему картина понравилась с первого взгляда, и он сразу подружился с Пикассо. Эта дружба продлилась всю жизнь.

Кубизм и известность

Несмотря на враждебное отношение публики к новой кубистской тенденции, их покупали. И довольно часто. В полку почитателей Пикассо прибыло, появилось много русских, немцев, американцев. От нужды, в которой художник жил всего три года назад, не осталось и следа.

«Хлеб и ваза с фруктами на столе» и «Пейзаж с двумя фигурами»

В сентябре 1909 года Пикассо и Фернанда покинули Бато-Лавуар. Со своим сиамским котом они переехали в светлую, просторную квартиру-мастерскую в доме 11 на бульваре Клиши.

Их окна выходили на море зелени, свет был великолепен.

За столом прислуживала домработница в белоснежном переднике, в комнате стояли мебель красного дерева, рояль… Декорации полностью переменились, как и сама жизнь: отныне по воскресеньям устраивались приемы!

«Герника» — величайшая картина ХХ века

1 мая 1937 года до Парижа дошла жуткая весть: немецкие бомбардировщики, наемники Франко, атаковали маленький баскский городок Герника. Они сбросили на него бомбы в тот час, когда на улицах было полно народа.

«Герника»

Спустя месяц, 4 июня 1937 года, появилась картина: в лицо публике брошена «Герника». На ужасное побоище Пикассо ответил самой беспощадной и шокирующей из когда‑либо написанных картин. Кровавым бомбардировщикам, ослепленным ужасом и глупостью, Пикассо, широко раскрыв глаза, ответил бомбой ненависти. «Герника» — величайшая трагическая картина ХХ века.

Женщины и картины

Для каждой женщины в своей жизни Пикассо изобретал особую стилистику. Формы

Марии-Терезы переданы округлыми, гармоничными линиями, арабесками. Дора Маар часто представлена яркими цветами, заостренными формами: длинные красные ногти, волевой подбородок, искрящиеся энергией глаза.

«Портрет Марии-Терезы» (слева) и «Портрет Доры Маар» (справа)

На «Портрете Жаклин со скрещенными руками» Жаклин Рок со своим прекрасным греческим профилем — для Пикассо воплощение средиземноморской женщины. На работе «Женщина-цветок» густая шевелюра Франсуазы Жило разметалась, словно лепестки. Ее тонкая талия еще ужата, словно стебель, несущий круглые, как бутоны, груди.

«Портрет Жаклин со скрещенными руками» (слева) и «Женщина-цветок» (справа)

Вот что писала о работе Пикассо Франсуаза Жило — художница и возлюбленная, которая родила ему двоих детей.

— Пабло простаивал перед мольбертом, почти не двигаясь, часа три-четыре. Я спросила, не утомляет ли его такое долгое стояние на одном месте. Он покачал головой.

— Нет. Потому‑то художники и живут так долго. Я, пока работаю, оставляю свое тело за дверью, подобно тому как мусульмане — обувь перед входом в мечеть.

Пикассо и Франсуаза Жило на вилле «Галлуаз» в Валлорисе, 1951

Когда дневной свет начинал исчезать с холста, Пабло включал два прожектора, и всё, кроме картины, исчезало в тени.

— Всё, кроме холста, должно быть в темноте, — сказал Пабло, — чтобы собственная работа гипнотизировала художника и он писал будто в трансе. Художник должен находиться как можно ближе к своему внутреннему миру, если хочет выйти за те пределы, которые разум постоянно стремится навязать ему.

Выставка в папском дворце

1 мая 1970 года в Авиньонском папском дворце открылась гигантская выставка недавних творений Пикассо: 167 полотен, 45 рисунков. Те, кто знакомился в Авиньоне с последними его работами, были поражены необычайным обновлением художника во всем — в манере письма, цветах и сюжетах — и возвращением в его творчество Испании с мужчинами при шпагах, мушкетерами и матадорами.

Зрителей окружал буйный и красочный маскарад мужчин со шпагами, пар, обнаженных женщин, торжественных портретов

К тому же Пикассо восстановил связи с родиной и своими испанскими корнями. Благодаря самому преданному другу — Хайме Сабартесу — в Барселоне, в великолепном дворце XV века, в самом сердце старого города, открылся музей Пикассо. И художник подтвердил, что Барселона — самый дорогой его сердцу испанский город: подарил музею почти все юношеские работы.

Внезапный уход

1973 год. Пикассо 92 года. Но в нем по‑прежнему сильно́ желание вызвать эмоции, пролить свет на темные области, используя собственный свет: цвет, форму, образ, символ.

Его вера в свою способность творить, в умение придать точную, лучшую форму тому, что должно быть выражено, непоколебима. Из-за необыкновенной жизненной мощи его смерть застает всех врасплох.

Пикассо умер 8 апреля 1973 года, и весь мир потрясла эта новость. Кажется, люди уже поверили, что в нем живет какой‑то свет, который никогда не угаснет.

Он часто говорил: «Полотна никогда не бывают закончены . Обычно они останавливаются в определенный момент, потому что приходит нечто, что прерывает работу».

По материалам книги «Человек, который стал Пикассо»

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.