Транспортно-пересадочные узлы в Москве – масштабные инвестиции

Как изменилась Москва за последние годы?

Транспортно-пересадочные узлы в Москве – масштабные инвестиции

Современная Москва входит в число наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира. Семь лет подряд столичные власти отчитываются перед мировым сообществом на Московском урбанистическом форуме (МУФ), делятся решениями реальных проблем российского мегаполиса и перенимают удачный опыт других стран.

Изменения, произошедшие за последние годы в Москве, можно назвать реновацией всех отраслей городского развития.

Например, по темпам строительства улично-дорожной сети и развитию рельсового транспорта Москва значительно опережает большинство мегаполисов.

По данным международного агентства TomTom (рейтинг признан самым авторитетным в мире), загрузка дорог в Москве за последние 4 года снизилась на треть – с 66% до 44%, а среднее время в пути по данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД) сократилось на 5 минут.

Это один из лучших результатов в мире.

Метро и МЦК

Московская подземка в 2011-2016 годах увеличилась на 101 километр и 55 станций. То есть за 6 лет протяженность столичного метрополитена выросла на 30%. При этом около 44% пассажиропотока общественного транспорта Москвы приходится на метро.

В сентябре 2016 года в столице запустили Московское центральное кольцо (МЦК) длиной 54 км. Оно стало фактически новой кольцевой наземной линией метро. МЦК снизило загруженность отдельных линий и станций подземки на 15-20% и сократило время в пути для пассажиров.

Дальнейшее развитие МЦК и метро увеличит количество пересадок и новых маршрутов по Москве еще на 20%.

Кроме того, МЦК дало возможность проводить реорганизацию прилегающих к кольцу заброшенных промзон. Это более 10 тысяч га, не вовлеченных в жизнь города. Потенциал застройки таких территорий – около 2 млн кв. м недвижимости с созданием 40 тысяч рабочих мест.

Третий пересадочный контур метро

ТПК поможет сэкономить пассажирам до 30 минут на каждой поездке. Например, от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской» вместо нынешних 40 минут можно будет добраться всего за 18-20. Путь от «Калужской» до «Севастопольской» вместо 35 минут займет лишь 10. Столько же времени понадобится на дорогу от «Сокольников» до «Рубцовской».

Первые пять станций ТПК – «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк» откроют уже в этом году. Полностью замкнуть кольцо планируется после 2020-го.

Дороги

В Москве завершается создание нового транспортного кольца длиной около 232 км, которое сформируют Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада. Оно свяжет в единую систему вылетные магистрали, Третье транспортное кольцо, МКАД и улично-дорожную сеть районов с выездами на МЦК и ТПК.

Это самый масштабный улично-дорожный проект в городе.

За последние шесть лет длина дорог в Москве выросла на 12,5%, количество транспортных сооружений – мостов, тоннелей, эстакад – на 26%. Кроме того, в ближайшие три года в столице планируется построить еще 475 км дорог, 103 транспортных сооружения и 63 внеуличных пешеходных перехода.

Железная дорога

За шесть лет в Москве построено и реконструировано 169 км железнодорожных линий. Новые пути позволят запустить дополнительные пригородные поезда и междугородные экспрессы.

В перспективе Москва намерена удвоить объем рельсового транспорта.

Транспортно-пересадочные узлы

Связать в единую систему все транспортные артерии города помогут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

В Москве построят 169 капитальных ТПУ, 55 из них будут созданы на строящихся станциях метро за счет Адресной инвестиционной программы.

Транспортно-пересадочные узлы проектируются и строятся так, чтобы пассажирам было удобно пересаживаться на разные виды транспорта. Крытые переходы и галереи защитят пешеходов от дождя, холода и других неблагоприятных погодных явлений. Такой принцип пересадки получил название «сухие ноги».

Социальная инфраструктура

Статус столицы и мегаполиса требует особого уровня качества государственных услуг, в первую очередь образовательных и медицинских.

За 2017-2019 годы в Москве введут 143 объекта образования, 79 объектов здравоохранения и 35 объектов культуры. Треть из них построят инвесторы.

В столице наблюдается стабильный рост строительства торговых центров. В 2016 году началось снижение доли свободных торговых помещений, расположенных на первых этажах зданий. Это говорит о востребованности этого формата в новых инвестиционных проектах.

По уровню обеспеченности офисными площадями Москва опережает большинство городов мира.

Жилье в Москве

За 6 лет в столице введено 50 млн «квадратов» недвижимости, в том числе 20 млн кв. м жилья. Это 12% от всего существующего в городе жилого фонда.

1 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о реновации жилого фонда. Перед московским правительством стоит задача не допустить массового появления аварийного жилья и сформировать городскую среду принципиально нового качества.

За в Москве была принята еще в конце 1990-х годов. В нее вошли 1722 дома. Благодаря этой программе в новые квартиры переехали более 160 тысяч семей. По данным на 1 августа 2017 года, осталось снести 51 дом из «первой программы сноса».

Новая программа реновации будет масштабнее предыдущей. В нее могут войти более 5 тыс. домов, это 350 тыс. квартир площадью порядка 15 млн кв. м. Новые квартиры получит 1 млн человек.

5144 ДОМА ВОШЛИ В ПРОГРАММУ РЕНОВАЦИИ. СПИСОК

«Мэр Москвы Сергей Собянин заявил абсолютно новые стандарты проектирования, призванные создать новый уровень комфорта проживания: квартальная застройка с современными планировочными решениями, разработанными лучшими архитекторами России и мира, качественная городская среда с высоким уровнем озеленения и благоустройства, высокая энергоэффективность домов и квартир», – говорит Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству.

Заброшенные промзоны

Сегодня на территории старой Москвы расположено 208 промышленных зон площадью 18,8 тыс. га. Почти пятая их часть подлежит полной реорганизации.

После преобразования там появятся новые благоустроенные общественные центры, рабочие места, жилье и инфраструктура.

«Реновация промышленных зон – острая необходимость, важнейший градостроительный проект возвращения москвичам депрессивных территорий, расположенных фактически в центре столицы», – сказал М. Хуснуллин.

Крупнейшим проектом комплексного развития является реорганизация промзоны ЗИЛ. Территория бывшего завода им. Лихачева превращается в современный многофункциональный район, соответствующий мировым стандартам.

Планируется, что здесь будут проживать 76 тысяч человек. Для них будет создано 65 тысяч рабочих мест.

Еще один успешный пример реновации – территория бывшего аэродрома Тушино. Здесь построили станцию метро «Спартак» и эстакады на Волоколамском шоссе. В будущем создадут спортивный кластер, центром которого станет введенный в 2017 году стадион «Открытие арена» для футбольного клуба «Спартак».

Проживать на этой территории смогут 28 тысяч человек и еще 19 тысяч – работать.

Парки

80 парковых зон создано за прошедшие шесть лет в Москве. В планах на 2017-2019 годы – построить еще столько же. Уже идет сооружение двух парков мирового уровня.

Рядом с Кремлем в этом году откроется уникальный парк «Зарядье», в основу которого заложен ландшафтный урбанизм.

На территории Нагатинской поймы появится крупнейший в Европе крытый парк развлечений «Остров мечты». Ежегодно его смогут посещать 4 млн человек.

Благодаря строительству новых очистных сооружений улучшится экологическая ситуация на Москве-реке.

Вместе с тем, Москва активно благоустраивает улицы. До 2012 года пешеходным был только Арбат, а теперь таких улиц и общественных пространств уже 203.

Новая Москва

Пять лет назад столица увеличила свою территорию почти в 2,5 раза за счет присоединения юго-западной части Московской области.

С момента присоединения на этих землях – в Троицком и Новомосковском округах (ТИНАО) – построено более 11 млн кв. м недвижимости. Жилые дома обеспечиваются социальной инфраструктурой в полном объеме. Прирост населения составил около 100 тыс. человек.

НОВОЙ МОСКВЕ – 5 ЛЕТ. ИНФОГРАФИКА

В прошлом году на новые территории пришло метро: открылись первые станции – «Румянцево» и «Саларьево». К 2035 году в ТиНАО планируется построить 65 км линий и более 20 станций подземки.

К 2018 году в Новой Москве построят и реконструируют 14 автомобильных дорог длиной около 137 км.

«Сегодня мы можем уверенно сказать, что проект «Большая Москва» или «Новая Москва» успешно состоялся», – заявил Марат Хуснуллин.

Спортивные объекты

С 2011 по 2017 года в Москве построено 68 спортивных объектов. Это стадионы, бассейны, спорткомплексы, футбольные поля и др.

В 2014 году завершено строительство стадиона международного уровня «Открытие Арена». В 2017 году он принял на своем поле матчи Кубка Конфедераций.В 2016 году построен еще один стадион международного уровня – «ЦСКА».

начале июня 2017 года введена в эксплуатацию Большая спортивная арена «Лужники». В следующем году здесь состоятся матч открытия, три матча группового этапа, матч 1/8 финала, полуфинал и финал чемпионата мира по футболу.

В ближайшее время завершится реконструкция еще одного крупного стадиона – «Динамо».

***

Помимо решения масштабных проблем мегаполиса – строительства жилья, расширения транспортных сетей и других – Москва не забывает и о локальных вопросах.

Так, с 2011 года благоустроено 24,5 тыс. московских дворов. Значительно возросло и количество благоустроенных парковых зон. Сегодня 436 территорий открыты для отдыха, занятий спортом и прогулок. На улицах Москвы в открытом доступе функционирует более 12 тысяч Wi-Fi точек. Интернетом можно пользоваться в поездах, метро и автобусах.

Большое количество камер видеонаблюдения, размещенных по всему городу, позволяет предотвращать правонарушения и облегчать расследования. Все это напрямую влияет на безопасность жителей города.

В ближайшие годы в москве построят 250 транспортно-пересадочных узлов

Транспортно-пересадочные узлы в Москве – масштабные инвестиции

Построив за восемь лет более 800 километров новых дорог и 72 станции метро и Московского центрального кольца, столичные власти пришли к выводу, что самое сложное, оказывается, вовсе не стройка.

“Сейчас мы стараемся поднять пешеходную доступность для москвичей всех видов общественного транспорта, – рассказал “РГ” заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Москвы Марат Хуснуллин. – Чем выше она, тем комфортнее город.

Время же, сэкономленное в пути, человек может потратить более эффективно на себя – на учебу, спорт, семью”. Помочь же в этом горожанам должны 250 транспортно-пересадочных узлов, которые планируется построить в Москве в ближайшие годы.

Транспортно-пересадочный узел для московских строителей, признался Хуснуллин, – явление новое. Прежде их не строили и даже не проектировали.

Хотя нельзя сказать, что в столице не понимали, что неплохо иметь возможность быстро пересесть с одного вида транспорта на другой.

Иначе разве появилась бы у нас еще в 30-е годы прошлого века Площадь трех вокзалов, где сошлись три железнодорожных направления, три вокзала и две станции подземки?

Но объединить железную дорогу, подземку и наземный городской транспорт под одной крышей в Москве никому, в отличие от японцев, в голову не приходило. Теперь же такая задача, по словам Марата Хуснуллина, для правительства города – в числе приоритетных.

Объясняется это тем, что из гигантских пробок, в которых москвичи прочно сидели к 2010 году, столица начала выходить лишь благодаря развитию нормального общественного транспорта.

Ну а какой горожанин оставит дома свою иномарку, если на работу придется ехать, скажем, с тремя пересадками? Вот и строит город метро темпами, каких не знал за все 80 с лишним лет существования подземки.

Подводит к новым станциям железнодорожные пути, чтобы народ, доехав на электричке до ближайшей станции метро, мог дальше поехать под землей. Или на МЦК, автобусе, трамвае… Словом, на том, что удобнее. Главное, чтобы рукой было подать и в непогоду не приходилось для пересадки выходить на улицу: принцип “сухие ноги” – основа для большинства ТПУ.

Электробус рядом

– 100 транспортно-пересадочных узлов из 250 будут плоскостными, – рассказал корреспонденту “РГ” первый замгенерального директора по девелопменту “Мосинжпроекта” Альберт Суниев.

– Это значит, что возле метро будут оборудованы перехватывающие парковки, на которых можно оставить автомобиль и дальше отправиться на общественном транспорте. А 150 – капитальными многофункциональными комплексами. Проекты 96 из них уже разработаны, а первые шесть частично даже сданы в эксплуатацию.

Это ТПУ “Новохохловская”, “Окружная”, “Ленинградская”, “Озерная”, “Шелепиха”, “Рязанская”, “Рассказовка” и “Ховрино”.

В “Ховрино”, который формируется на севере столицы, уже открылся новый автовокзал “Северные ворота”.

Пока возле него останавливаются пригородные и городские автобусы, а в феврале-марте запустят и международные рейсы – в Финляндию, Беларусь, Украину, Молдавию и страны Прибалтики.

Но уже сейчас пассажиры могут пересесть на одноименную станцию подземки. В ближайшее время появится и капитальный паркинг на 400 машин. Полностью же ТПУ будет готов в 2020 году.
Как обеспечивают безопасность пассажиров автобусов в разных странах мира

К 2022 году один из крупнейших ТПУ появится на площади Савеловского вокзала. Это место и сейчас достаточно бойкое. В канун Нового года здесь, в частности, открылась вторая станция метро “Савеловская” – Большой кольцевой линии – в дополнение к серой ветке.

И в будущем именно подземка возьмет на себя большую часть пассажиропотока – 125 тысяч человек из ожидаемых здесь 245 тысяч в сутки. На втором месте по загруженности будет железная дорога – 50 тысяч пассажиров в сутки.

Сейчас через этот вокзал идут только пригородные электрички Савеловского и Белорусского направлений. А в конце 2019-го – начале 2020 года планируется запустить поезда первого Московского центрального диаметра – “Лобня – Одинцово”. Придет сюда и электробус – для него построят зарядную станцию.

Ожидать наземный транспорт горожане тоже будут с комфортом – под крышей и на лавочках. Для любителей покрутить педали в планах строителей – велодорожка и велопарковка.

Но самым мощным, не сравнимым ни с каким другим, станет ТПУ “Рязанская”, который строится на юго-востоке столицы. Ввод его полностью намечен также на 2022 год.

“Расположенная на пересечении Рязанского проспекта с Нижегородской улицей, эта подземная стройка – крупнейшая в Европе, с восемь пятиэтажных домов и площадью более семи тысяч квадратных метров, – рассказал Марат Хуснуллин. – Мы ведем ее поэтапно.

Сначала перенесли на 500 метров железнодорожную платформу “Карачарово”, чтобы приблизить Горьковское направление железной дороги к МЦК. Впереди – объединение станций метро “Нижегородская” Кожуховской и Большой кольцевой линии”.

Когда это произойдет, пассажирам, чтобы пересесть на другой вид транспорта, не придется ездить, как сейчас, на Курский вокзал, а можно будет выйти по тоннелю, подняться на лифтах и эскалаторах и выбрать свой дальнейший путь.

Инвесторы выстроились в очередь

Средняя зарплата в Москве составила 80 881 рубль

Что интересно, строительство ТПУ сейчас как никогда прежде привлекает частных инвесторов. На аукционах на каждый проект – по несколько претендентов. Есть среди них и иностранцы.

Например, в строительстве ТПУ “Савеловская” очень заинтересованы и французы, и японцы: хотят построить в его составе отель на 180 номеров с подземной парковкой на 60 машин, которой смогут пользоваться все проживающие и работающие поблизости. Альберт Суниев объяснил такой интерес изменениями правил игры.

Если раньше город предлагал застройщикам взять на себя в виде обременения сооружение и всей технологической части – железнодорожных путей, платформ и т.д., то сейчас технология строится на бюджетные деньги. Бизнесу же остается вложиться в магазины, гостиницы, офисы. “Бюджет от этого не проиграл, – объяснил Суниев.

– Получает свое за счет повышения арендной платы на землю. Зато частники пошли”. В итоге город выделил из бюджета на ТПУ 53 млрд руб., а инвесторы готовы вложить втрое больше. Проекты 24 транспортных узлов будут выставлены на торги в первом полугодии этого года.

Вокруг них планируется построить примерно один миллион квадратных метров различной недвижимости – от спортивных центров и объектов торговли до офисов и жилья. На пяти площадках выделены места и для строительства домов по программе реновации. А значит, еще больше москвичей будут иметь и работу, и квартиру поблизости.

ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ ПРИНЕСУТ МИЛЛИАРДЫ

Транспортно-пересадочные узлы в Москве – масштабные инвестиции

Всего до 2020 года в столице построят более 250 ТПУ.

Они станут связующим звеном всех видов общественного транспорта, сделают пересадку с одного вида транспорта на другой более комфортной и позволят пассажирам сократить время в пути по приблизительный оценкам на 30 минут за каждую поездку. Кроме того, как утверждают чиновники, ТПУ могут способствовать некоторой разгрузке автомобильных дорог.

Рендер ТПУ «Пятницуое шоссе» © stroi.mos.ru

Их можно разделить на два вида: плоскостные в виде перехватывающих парковок и капитальные, где будет высокая концентрация как социальной, так и коммерческой застройки. Последние вызывают большой интерес у инвесторов. За некоторые лоты наблюдалась настоящая борьба. Однозначно можно сказать одно – строительство транспортно-пересадочных узлов принесет московской казне миллиарды.

ИТОГИ ПРОШЛОГО ГОДА

В декабре прошлого года были определены инвесторы восьми проектов транспортно-пересадочных узлов. А именно ТПУ «Дмитровская», «Пятницкое шоссе», «Павелецкая», «Ховрино», «Фонвизинская», «Тропарево», «Парк Победы» и «Технопарк». Всего в аукционах тогда приняли участие более 20 компаний.

Как подвел итоги торгов генеральный директор «Управления экспериментальной застройки микрорайонов» Альберт Суниев, инвестиции в эти проекты оцениваются почти в 54 миллиарда рублей.

По словам Суниева, бюджет Москвы в виде платежей по аренде земельных участков за время строительства объектов пополнится на 8,5–12,7 миллиардов рублей.

Рендер ТПУ «Пятницуое шоссе» © stroi.mos.ru

Самый крупный проект — ТПУ «Парк Победы», объединяющий две линии метро – Арбатско-Покровскую и Калининско-Солнцевскую, а также большие потоки наземного общественного транспорта. Общая площадь — 241 200 кв. м. Инвестиции сюда группы «Ташир» доходят до 20 млрд руб. объект планируется построить до 2020 года.

При этом, стартовая цена составляла всего 370 миллионов рублей. За все же проекты по итогам конкурса было выручено втрое больше – 1,14 миллиардов рублей, писали Ведомости со ссылкой на того же Альберта Суниева, который помимо поста гендиректора «УЭЗ» занимает должность заместителя гендиректора по девелопменту «Мосинжпроекта».

Рендер ТПУ «Новокосино» © stroi.mos.ru

Самым востребованным лотом стал ТПУ «Технопарк», где возведут жилой комплекс на 67 700 кв. м. На этот объект претендовали сразу шесть компаний: структуры группы «Ташир», «Пионера», Ingrad, «Регионы», S.Holding и Meridian Capital, писали в ноябре прошлого года «Ведомости».

Победителем конкурса, как уточнял Суниев, стало ООО «Регионы-юг» с предложением в 330 млн руб. Начало строительства на транспортно-пересодочном узле «Технопарк» запланировано на сентябрь текущего года. Причем, тот же инвестор строит недалеко от «Технопарка» детский парк развлечений.

Рендер ТПУ «Новокосино» © stroi.mos.ru

Кроме того ажиотаж вызвал ТПУ «Фонвизинская» на базе одноименной станции метро Люблинско-Дмитровской линии. Стоимость проекта была превышена более чем в 10 раз: с начальной ставки в 70,7 млн рублей до 930,6 млн рублей. По проекту транспортно-пересадочного узла «Павелецкая» цена возросла с 29,2 миллионов до 315 миллионов рублей.

Рендер ТПУ  «Улица Дмитриевского» © stroi.mos.ru

Позже на аукцион были выставлены еще 4 проекта. К уже упомянутым добавились участки ТПУ «Ботанический сад», «Лефортово», «Селигерская», «Рассказовка».

Таким образом за все 12 лотов, реализованных в прошлом году по средствам аукционов, по информации Альберта Альфатовича, общая сумма достигла отметки в 1,77 млрд руб.

Что касается объектов, которые будут построены в рамках этих 12 проектов, то инвесторы планируют построить около 1,3 млн кв. м недвижимости. Из них 50 000 кв. м составит технологическая часть. Помимо этого, часть остальных территорий займет 480 кв. м жилья

АКТИВНОСТЬ ИНВЕСТОРОВ СЕЙЧАС

В этом году, как в феврале заявлял заместитель гендиректора «Мосинжпроект» Альберт Суниев, планировалось привлечь инвесторов к строительству десяти транспортно-пересадочных узлов.

Изначально рассчитанная прибыль с аукционов должна составить более 14 млрд. рублей. И это только за счет аренды земельных участков.

В список вошли ТПУ «Тимирязевская», «Юго-Восточная», «Некрасовка», «Улица Дмитриевского», «Пятницкое шоссе», «Кленовый бульвар», «Технопарк», «Терешково», «Нагатинская» и «Хорошевская».

Рендер ТПУ «Алма-Атинская» © stroi.mos.ru

Согласно проектам, вблизи этих объектов предполагается возведение более 470 тысяч. кв. м жилья, около 160 тысяч кв. м торговых площадей, 30 тысяч кв. м офисов и парковки общей площадью 239,6 тыс. кв. м., уточнил Суниев.

Однако активность инвесторов на аукционах заметно снизилась. Специалисты связывают это с несовпадением ожиданий. В качестве примера можно провести ТПУ «Новокосино» и «Алма-Атинская», которые 24 июля будут выставлены на торги уже в третий раз.

Рендер ТПУ  «Юго-Восточная» © stroi.mos.ru

Как ранее заявлял гендиректор «УЭЗ» Альберт Суниев, пассажиропоток ТПУ «Новокосино», начальная ставка на проект которого превышает 142 млн. рублей, должен составить 145 тысяч человек в сутки.

Предполагается разместить здесь терминалы с залами ожидания, пунктами общественного питания, бытовые помещения, многофункциональный комплекс площадью более 63 тысяч квадратных метров, а также терминал, который после завершения строительных работ должен быть передан в городскую собственность.

По мнению экспертов, данный проект не интересен инвесторам по нескольким причина: большой объем социнфраструктуры, а также завышенная начальная ставка при не самом выгодном расположении площадки.

Рендер ТПУ «Алма-Атинская» © stroi.mos.ru

Если брать ТПУ «Алма-Атинская», то здесь предусмотрено строительство многофункционального комплекса, техпомещений, объектов торгово-бытового, административно-делового и культурно-просветительского назначения, при этом районный МФЦ должен быть перенесен в здание ТПУ, где также должен быть расположен и детского творчества.

Начальный размер годовой аренды составляет 211 миллионов рублей. При таком раскладе, по мнению директора департамента стратегического консалтинга Colliers International Владислава Николаев, инвесторов может отпугивать стоимость вхождения в проект.

Еще одной причиной эксперты называют удаленность участка от основных магистралей

Рендер ТПУ  «Тропарево» © stroi.mos.ru

Еще один лот, который будет выставлен также 24 июля – «Пятницкое шоссе» (3-й участок).

Как сообщал ранее первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Суниев, площадь земельного участка составляет 0,78 гектара.

Начальный размер годовой аренды – более 85 миллионов рублей. Здесь предполагается сформировать торговые площади и построить гостиничный комплекс на 500 номеров.

«За шесть лет аренды участка, отведенного под строительство, инвестор может заплатить в бюджет города порядка 602 миллионов рублей. В то же время, по предварительным оценкам, инвестиции в строительство составят 1,7 миллиарда рублей», – добавил А. Суниев.

Рендер ТПУ «Лухмановская» © stroi.mos.ru

Как раз данный лот, по мнению экспертов, должен вызвать интерес у инвесторов. Тем более, учитывая востребованность первой очереди того же участка в прошлом году.

Хотя все есть риск, что затраты на вхождение в проект могут быть выше ожидаемой прибыли.

Как ранее заявил заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, сейчас в проработке находятся 134 проекта ТПУ, по 55 узлам идут проектные работы. Всего в Москве к 2020 году планируется создать 273 ТПУ.

Рендер ТПУ «Лухмановская» © stroi.mos.ru

Транспортно-пересадочные узлы Москвы – планы и перспективы

Транспортно-пересадочные узлы в Москве – масштабные инвестиции

05.06.2017

Концепция создания транспортно-пересадочных узлов является новой для Москвы, и до сих пор не все понимают, что это такое, хотя разработка проекта ведется уже несколько лет.

ТПУ – транспортно-пересадочные узлы – предназначены для того, чтобы улучшить дорожную обстановку города и обеспечить жителей максимально комфортными развязками общественного транспорта.

В широком смысле ТПУ представляют собой сочетание вокзала, торгово-развлекательного центра и системы пешеходных зон.

Благодаря такому функционалу обеспечиваются максимально комфортные условия не только для построения городских маршрутов, но и для отдыха пассажиров.

На данный момент планируется, что в ближайшие годы на карте Москвы появится 276 ТПУ – это позволит существенно разгрузить дороги и сделать перемещение по столице не только быстрым, но и удобным.

Киевский и Павелецкий вокзалы — первые исторически сложившиеся транспортно-пересадочные узлы

Несмотря на то, что транспортная ситуация в Москве далека от идеала, многие аспекты столичной дорожной инфраструктуры заслуживают уважения и похвалы. В частности, метро функционирует замечательно, отчасти благодаря сложившемуся кольцу вокзалов.

В определенном смысле Киевский вокзал, является первым ТПУ, который образовался «сам собой» – здесь сходится множество маршрутов, расположено огромное количество торговых точек, функционирует удобная пересадочная платформа на аэроэкспресс.

То же самое в значительной степени относится к Павелецому вокзалу, несмотря на печальное состояние его площади, которое не мешает этому узлу быть одним из важнейших в Москве – он является центром множества маршрутов автобусов и электричек.

Транспортно-пересадочные узлы позволяют создать принципиально новую, более удобную структуру города, в которой легко ориентироваться как местным, так и приезжим. Создание сети ТПУ представляет собой глобальную реформу не только столичной транспортной сети, но и всего «каркаса» города – как дорожного, так и социально-общественного – который, безусловно, нуждается в обновлении.

Финансирование ТПУ

По приблизительным прогнозам, создание сети из 276 транспортно-пересадочных узлов обойдется в 300 миллиардов рублей – огромная сумма, которая по объективным причинам непосильна городскому бюджету.

К счастью, инвесторы отчетливо понимают перспективы и выгоду от строительства ТПУ, и готовы вкладываться в эти проекты – планируется, что из требуемых 300 млрд.

рублей объем частных инвестиций составит порядка 200-250 млрд. рублей.

Коммерческий потенциал ТПУ просто огромен – благодаря большой пропускной способности каждое предприятие, ведущее деятельность на этой территории, будет очень востребовано – будь то продажа товаров или оказание услуг.

Социальная роль ТПУ

Сейчас основная деловая и развлекательна активность сосредоточена в центре Москвы, несмотря на то, что повсеместно вырастают масштабные жилые комплесы-кварталы с собственной инфраструктурой и местами отдыха.

Горожанам все равно свойственно желание «выйти в люди» – и местом для такого времяпрепровождения многие выбирают центр, т.к. альтернатив на данный момент практически нет.

При этом дорога до «того самого» места отдыха часто занимает много времени и не доставляет приятных эмоций – время в пути многие предпочитают проводить за чтением книг или в наушниках, чтобы по максимуму выключиться и суматошной окружающей обстановки.

Наличие же благоустроенных, интересных и комфортных ТПУ станет возможностью переключить внимание людей с развлечений в центре, к которым они так стремятся – фактически, то же самое можно будет получить на территориях транспортно-пересадочных узлов.

Разумеется, ТПУ нельзя считать полноценной заменой крупным развлекательным центрам и паркам, но, тем не менее, они помогут людям увидеть, что вокруг много всего интересного и заслуживающего внимания.

А для тех, кто живет далеко от центра, развлекательные функции ТПУ в некоторых случаях смогут заменить посещение отдаленных зон отдыха – это очень важно, например, для детей, которым необходима смена обстановки. И, если родители работают, бывает сложно регулярно выделять время на такие дальние прогулки – в подобных ситуациях ТПУ станут неплохим промежуточным компромиссом с ребенком.

Зарубежный опыт

Практика внедрения ТПУ была успешно реализована в Токио – это позволило решить сразу множество транспортных проблем перенаселенного города, а также переориентировать людей на несколько территориально разнесенных объектов в разных частях города, вместо центра.

Такое распределение пассажиропотоков очень благотворно сказалось на дорожной ситуации и позволило разгрузить городскую инфраструктуру во многих аспектах благодаря созданию новых точек притяжения местных жителей и гостей города.

Вместо одного перегруженного центра в Токио появилось целых 13 точек деловой и культурной активности, вокруг которых естественным образом стали концентрироваться не только пассажирские, но и финансовые потоки.

Каждый ТПУ обладает уникальной архитектурой и собственным стилем, причем между ними существует определенная конкуренция, что поддерживает здоровый уровень экономической напряженности.

Теория «сухих ног»

В идеале, ТПУ позволят людям пользоваться общественным и частным транспортом с максимальным комфортом – в этом пространстве можно будет пересесть с одного транспорта на другой, оставить автомобиль, попасть в ближайшую гостинцу, пройтись по магазинам – и все это не выходя на улицу!

Несмотря на то, что зимы в Москве не отличаются суровостью, выход на улицу каждый раз сопровождается дискомфортом – ветер, слякоть и прочие «прелести» непогоды могут легко испортить не только настроение, но и прическу, а также одежду и обувь. Появление транспортно-пересадочных узлов решит эту проблему очень эффективно и красиво.

Еще один важный момент, очень интересный городу: в перспективе, при создании ТПУ могут быть освоены многие заброшенные промышленные зоны, зачастую «висящие» мертвым грузом после сноса заводов и не приносящие никакого дохода. По мере развития транспортно-пересадочных узлов эти территории будут застроены социальными и коммерческими объектами, которые принесут горожанам пользу, а городу – поступления в бюджет.

Кто будет строить ТПУ?

На данный момент уже утверждены главные операторы, которые будут заниматься возведением и благоустройством транспортно-пересадочных узлов – это Московская кольцевая железная дорога, Дирекция железнодорожных вокзалов и Московский метрополитен.

Типовой транспортно-пересадочный узел Малого ж/д кольца будет выполнен в виде комплекса, созданного из нескольких платформ под крышей и теплых терминалов, в которых будет комфортно находиться даже зимой. Планируется, что терминалы будут находиться и над землей, и под ней, при этом они будут полностью оборудованы в соответствии с потребностями горожан.

Задачами терминалов является не только организация комфортных и быстрых пересадок с метро на поезд, но и и обеспечение максимально удобных условии для людей в ожидании транспорта.

Для пересадки на пригородные ветки железной дороги будет создано 10 пунктов, и еще 15 пунктов будет предназначено для пересадки на метро.

Согласно проекту, наличие 10 ТПУ позволит полностью обеспечить удобную пересадку на метро, а еще 5 будут размещены в шаговой доступности.

Расходы по созданию транспортной структуры мэрия берет на себя, а создание инфраструктуры и коммерческих объектов на прилегающих территориях будет предоставлено инвесторам.

Проекты 150 из запланированных 276 транспортно-технических узлов уже утверждены на уровне города, сейчас ведется согласование концепций оставшихся ТПУ, строительство которых запланировано в ближайшие годы. Поэтому, можно ожидать, что в ближайшие несколько лет в столице появится более 50 километров наземного метро с удобными, благоустроенными транспортно-пересадочными узлами.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.