Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Содержание

Столкновения самолетов с птицами: причины, частота и последствия

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

«Страйк» в авиации — как и в боулинге, означает удар. Однако в воздухе подобное событие отнюдь не такое радостное, как в игре с кеглями: это столкновение самолета с птицей. 15 августа 2019 г.

борт «Уральских авиалиний» Airbus A321 совершил экстренную посадку на поле из-за отказа обоих двигателей вследствие попадания в них пернатых.

Возникает вопрос: насколько высок риск авиакатастрофы из-за встреч с птицами?

На самом деле, мелкие происшествия случаются сплошь и рядом: их никто не замечает, и они не приводят к каким-либо серьезным последствиям, поскольку пернатые массой до 3,5 кг просто сгорают в двигателе.

Согласно официальной статистике, в России происходит порядка 7 тыс. инцидентов столкновений, в Европе — до 10 тыс.

Около 5 % ударов несут риск повреждения мотора, в таких случаях авиалайнер возвращают в ближайший аэропорт, а пассажирам предоставляют другой самолет.

Почему самолеты сталкиваются с птицами

Высота птичьего полета обычно не превышает 150 м, поэтому основной риск у воздушных машин возникает при взлете и посадке. Удар птицы о фюзеляж или крылья неопасен, хуже, когда она попадает в двигатель: увернуться почти невозможно. Мелкую пичугу, простите за подробности, перемалывает, а крупная (более 3,5 кг) может повредить лопасти, отчего в моторе возникнет пожар.

Летчики могут отключить поврежденную турбину, потушить пожар и вернуться в аэропорт вылета (на взлете) либо посадить машину вручную на одном работающем двигателе (при посадке) — этому специально обучают.

Что будет, если повреждены оба двигателя

Поскольку птицы летают стаями, могут пострадать оба мотора, и тогда пилотам остается только спланировать вниз. Здесь многое зависит от высоты: если инцидент произошел на эшелоне порядка 3-4 тыс. м и недалеко от аэропорта, то летчики в принципе могут посадить воздушное судно.

Практически все зависит от умения чувствовать машину и сохранять хладнокровие. Но близко к земле (менее 1 тыс. м), высоты для маневра не хватит, и сажать самолет придется на ближайшую более-менее ровную поверхность — шоссе, водную гладь, лес или поле (как в недавнем случае).

В противном случае есть опасность того, что нос авиалайнера задерется вверх, и он рухнет.

Придуман новый способ использования подушки для поездок: это гениально.

На высоте в 10 тыс. м самолет, в зависимости от типа, может планировать на дистанцию 140-150 км, но случаи столкновений там невозможны, поскольку птицы так высоко не летают.

Как посадить самолет с неработающими двигателями

Если становится ясно, что до ближайшего аэродрома не дотянуть, экипаж принимает решение сажать самолет на ближайшую ровную поверхность или воду. В этом процессе используют ВСУ (вспомогательную силовую установку) — небольшой генератор энергии, активирующий систему управления: приборную панель, рули, закрылки и пр. И часто бывает, что такая посадка заканчивается благополучно.

Так было в 2009 г.: А310 при вылете из Нью-Йорка столкнулся со стаей казарок, и оба двигателя заглохли. Пилотам удалось благополучно посадить многотонную машину на реку Гудзон, и все 155 человек на борту, включая экипаж и пассажиров, благополучно спаслись.

Высоты 975 м как раз хватило для того, чтобы развернуть лайнер и приводнить его, не задев моста. По этому случаю потом сняли художественный фильм «Чудо на Гудзоне». В Советском Союзе в 1963 г.

Ту-124 благополучно сел на Неву, а всего в истории зафиксирован 21 случай вынужденного приводнения самолетов (в 10 случаях все уцелели).

Сесть на пустырь или поле гораздо сложнее: там играет роль рельеф местности.

Посадка производится «на брюхо» без шасси, поскольку на кочках стойка шасси может врезаться в топливные баки, как было во время недавнего инцидента с Sukhoi Superjet 100-95B в Шереметьево.

В таком случае топливо воспламеняется, и в салоне возникает пожар. Поэтому можно считать, что пилоты A321 совершили настоящее чудо.

Горящий двигатель, косяки Суперджета и ремонт скотчем | Все об авиабезопасности:

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы

Почему двигатели не закрывают сеткой

Возникает логичный вопрос: почему бы не закрыть двигатель сеткой, которая обезопасит его от попадания птиц? Такая решетка должна быть довольно толстой, чтобы выдержать сопротивление на скорости 800 км/ч, а это препятствует поступлению воздуха в двигатель, и самолет не может летать на высоте, где атмосфера разрежена. А если конструкция попадет в двигатель, она принесет гораздо больше разрушений, чем птица. К сожалению, минусов в такой защите больше, чем плюсов.

7 самых бесящих типов пассажиров: откровения бортпроводников.

Может ли птица разбить окно кабины?

Риск такой есть, особенно от гусей и орлов весом от 5 кг, но он крайне низок.

Окна в кабине сделаны из очень прочного трехслойного ламинированного акрила и стекла: они выдерживают град, встречный ветер и удары птиц.

Многослойность обеспечивает герметичность обшивки и стекол даже в случае повреждения внешнего слоя. Перед взлетом пилоты включают обогрев окон, чтобы они стали более пластичными и лучше выдерживали удар.

Отверстие в стекле иллюминатора — зачем оно? Посмотрите:

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы

Какие средства защиты есть в аэропортах?

На аэродромах и в самолетах установлены устройства, издающие отпугивающие птиц звуки. Для разгона пернатых стай используют пиротехнику и акустические пушки, но все равно до сих пор не найдено надежного средства для предотвращения столкновений.

Не меньшую опасность представляют рукотворные летательные аппараты. Несмотря на очевидные риски для полетов авиалайнеров, любители запускают дроны в районах аэропортов. В 2018 г.

из-за нашествия беспилотников на 36 часов была приостановлена работа лондонского аэропорта Гатвик, тогда отменили или перенесли почти 1000 рейсов.

Небольшой квадрокоптер представляет еще большую опасность, чем птица: столкновение с ним с высокой вероятностью вызовет авиакатастрофу.

Исследователи всего мира разрабатывают датчики, которые могут определить состояние самолета после столкновений с птицами и помочь принять решение о продолжении полета.

Возвращение в аэропорт экономически невыгодно для авиакомпаний и неудобно для пассажиров, при этом не всегда необходимо.

Системы контроля смогут также в случае серьезных повреждений передавать данные, чтобы техники на земле заранее готовились к их устранению.

Пока не внедрены такие приборы, можно надеяться только на квалификацию пилотов и средства для распугивания пернатых.

Зачем опускать подлокотники и следовать прочим предполетным правилам? Разбираемся.

Нравятся «Тонкости»? Давайте дружить (постим только по делу)

Источник: Hi-News.

19 августа 2019

Ремонт трещин на автостеклах

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Больших проблем автомобилисту могут приносить не только «жучки» ржавчины, но и «паучки» на лобовом стекле. Столкновение на скорости с гравием, песком или мусором грозит оставить отпечаток на долгое время.

Однако даже при появлении первых микротрещин не нужно думать «где найти деньги на замену ветрового стекла», ведь можно прибегнуть к нехитрому ремонту. Главное – все делать вовремя.

Если пренебречь решением проблемы – маленький скол может разрастись на все стекло.

Структура автомобильного стекла

В зависимости от своего предназначения, автомобильное стекло разделяют на:

  • Сталинит (каленое стекло);
  • Триплекс (многослойное).

Закаленные стекла являются более прочными, так как они подвергаются воздействию температуры и проходят термическую обработку. Если его разбить, оно раскрошится на мелкие осколки одинакового размера, что значительно снижает риск травматизма. Части настолько мелкие, что после повреждения такого типа стекла оно не подлежит ремонту.

Многослойное стекло подлежит восстановлению. Оно состоит из двух панелей, которые соединяются поливинилбутиралем, который выполняет армирующую функцию.

Данный тип стекла используется при изготовлении лобовых окон, так как имеет двухслойную систему защиты от различных повреждений. Зачастую основные дефекты касаются лишь внешнего слоя стекла, и только в некоторых случаях возможно повреждение сразу двух панелей.

Виды и классификация возможных повреждений

Автомобильные стекла больше других частей автомобиля подвержены влиянию внешних факторов, которые могут нарушить его целостность. В зависимости от формы, размера и глубины, повреждения разделяют на сколы и трещины.

Скол – это локальное образование на внешнем слое стекла. По своей форме бывает:

  1. Круглый;
  2. Лучевидный;
  3. Комбинированный;
  4. Дробленный;
  5. Двойной;
  6. Полумесяцем.

Если не обратится в ремонтную службу сразу, то скол может стать источником развития трещин.

Трещина – возникает в результате удара или внутреннего напряжения и перепада температуры. По форме выделяют такие типы трещин:

  • с разветвлениями;
  • лучевидные;
  • двухсторонние;
  • закругленные;
  • комбинированные.

Почему стекло нужно ремонтировать сразу?

Ремонт стекла необходимо проводить на ранних стадиях, так как возможен риск распространения трещин, а это в свою очередь ведет к полной замене.

Кроме того, по всем законам физики, скол или трещина при движении транспорта будет бликовать, что приведет к снижению видимости для водителя. Авто может не пройти техосмотр и в итоге все равно придется обращаться в ремонтные службы.

Если же пренебречь своевременным обслуживанием, то возможен риск засорения трещин пылью и другими загрязнениями. В таком случае процесс ремонта будет происходить дольше, а в противном случае и вовсе придется менять стекло.

Важно помнить, что ремонт трещин и сколов осуществляется для укрепления стекла. Грамотное обслуживание поможет сохранить безопасность и продлить срок службы последнего.

Оборудование и материалы для качественного ремонта

Современные технологии, и оборудование позволяет с легкостью устранить проблему возникновения повреждений на автомобильном стекле. Для качественного ремонта понадобится:

  1. Расширитель трещин;
  2. Шприц с иглами;
  3. Клей фотополимерный, объемом 25 мл;
  4. Набор для промывки старых и загрязненных трещин;
  5. Скребок со съемными ножами, для удаления излишков полимера;
  6. Портативная аккумуляторная или сетевая дрель с зарядным устройством;
  7. Комплект сверл;
  8. Ультрафиолетовая лампа для отвердения фотополимерного клея;
  9. Инжектор для ремонта сколов, в основном мелких и средних (плунжерного типа или с вакуумным насосом).

Технология проведения ремонта автомобильного стекла

На предварительном этапе необходимо тщательно протереть стекло от пыли и загрязнений. При необходимости стоит использовать моющее средство и после протереть поверхность насухо.

Далее происходит сам процесс восстановления. Для начала, по краям трещин просверливаются небольшие отверстия, в которые с помощью струйного насоса заливается фотополимерный клей.

Пока полимер растекается, с помощью шприца заливается второй слой наверх трещины. Для лучшего его распределения используют расширитель трещин.

Для удаления излишков полимера используют скребок со съемными ножами или же клеят на поверхность стекла специальную прозрачную пленку.

После всех манипуляций, стекло поддается воздействию УФ лампы, которая позволяет полимеру застыть. На эту процедуру в основном уходит 10–20 минут. Далее, снимается защитная пленка и проводится выравнивание просверленных отверстий.

На завершающем этапе стекло тщательно вымывают и полируют. Не стоит забывать о мерах предосторожности при работе с полимером и не допускать его попадания на окрашенные участки автомобиля.

После выполнения качественного восстановления стекла, улучшается его износоустойчивость и предотвращается разрушение. Поверхность восстанавливается на 70–95%.

Для наглядности можно посмотреть обучающее видео, где показан процесс ремонта трещин на лобовом стекле.

Чем грозит некачественный ремонт – ошибки и советы

Ремонт лобового стекла является целой наукой и не терпит небрежного отношения. Чем раньше произведен ремонт лобового стекла, тем менее заметно будет повреждение.

Для предотвращения новых трещин и сколов на лобовом стекле, не рекомендуется включать автомобильную печку на максимальную мощность, зимой заранее очистить стекла автомобиля от снега и льда, и постепенно прогревать салон.

При образовании трещины, запрещено мыть или протирать лобовое стекло, так как возможно попадание грязи и пыли в трещину или скол. Для того чтобы не допустить такую ситуацию, рекомендуется заклеить место трещины обычным прозрачным скотчем.

Лучше всего будет подложить под него бумагу, которая будет предотвращать попадание грязи, химии и лишней влаги. Из-за попадания в трещину грязи или пыли процесс заполнения полимером полости будет происходить неравномерно.

Не следует заниматься ремонтом стекла при плохих погодных условиях, это может плохо сказаться на состоянии стекла и дальнейшего ремонта.

При применении некачественного или непригодного фотополимера, в 99% случаях возможен риск распространения трещин.

При возникновении трещин или скола следует, немедленно обратится в ремонтные службы во избежание последующих материальных затрат при возможной переустановке всего стекла.

Пилот ответил на 19 вопросов, которыми каждый из нас наверняка задавался во время полета

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Дмитрий, автор канала «Пилот самолета» на «Яндекс. Дзен», работает в гражданской авиации. На своей странице он рассказывает про случаи, произошедшие с ним во время полетов, делится фактами о работе и отвечает на вопросы, которые наверняка волновали каждого пассажира воздушного судна.

Мы в AdMe.ru зачитались постами Дмитрия и с его разрешения хотим поделиться некоторыми из них с вами.

1. Как пилот ходит в туалет, если нужно рулить самолетом?

На протяжении почти всего полета (кроме взлета и посадки) управление самолетом проходит в автоматическом режиме, и пилот может отлучиться в туалет. Правда, для помощи необходимо позвать стюардессу. Она должна зайти в кабину и составить компанию второму пилоту. По правилам безопасности, там нельзя оставлять одного человека, рядом с ним всегда должен кто-то находиться.

2. Можно ли меняться местами в самолете?

Да, но только тогда, когда это не ставит под угрозу безопасность полета:

  • хрупкой девушке нельзя садиться у окна около аварийного выхода, так как в чрезвычайной ситуации она вряд ли сможет его открыть;
  • кислородные маски для детей есть не над каждым креслом.

Есть также теория о том, что страховая компания может отказать вам в выплате, если вы получите травму, сидя не на своем месте. Но это неправда.

3. Почему опасна встреча самолета и птицы?

© Веленгурин Владимир/Komsomolskaya Pravda/East News  

При встрече с 3-килограммовой птицей на скорости 300 км/ч самолет испытывает удар, равный падению 100-килограммовой штанги с 20-метровой высоты. Такая сила способна пробить иллюминаторы и фюзеляж.

Двигатель самолета, как большой пылесос, затягивает все, что находится перед ним. Если птица попадает в его зону действия, ее засасывает, дополнительно ускоряя.

Повреждаются лопасти, и двигатель выходит из строя.

За прошлый год только в России зафиксировано более 7 000 столкновений самолетов с птицами. Обычно повреждается только один двигатель, но в случае с Airbus A321 из строя вышли оба, поэтому командир судна принял решение выполнить экстренную посадку на кукурузное поле.

4. Почему при взлете и посадке подлокотники должны быть опущены?

Взлет и посадка — самые сложные фазы полета, и их необходимо максимально обезопасить. Подлокотник является хорошей точкой опоры, и, если он опущен, при аварийной ситуации пассажир быстрее покинет свое место. Но не во всех авиакомпаниях это требование является обязательным.

Также при резком торможении или при сильной турбулентности подлокотник может упасть и травмировать пассажира.

5. Почему томатный сок в самолете вкуснее, чем на земле?

© Claus Ableiter / commons.wikimedia  

Из-за постоянного шума в самолете у нас притупляются рецепторы. А томатный сок содержит большое количество глутаминовой кислоты, вкус которой выражен сильнее по сравнению с другими (сладким, горьким и кислым).

Именно из-за этого на высоте 10 км томатный сок такой вкусный, точнее, он такой же, как и прежде, но другие напитки не вызывают у нас такого удовлетворения. По тем же причинам нам не нравится и еда в самолете.

Примечательный факт: томатный сок лидирует только у русскоязычного населения. У европейских и американских граждан он только на 3-м месте после яблочного и апельсинового.

6. Почему пассажиры входят в самолет только с левой стороны?

Вход с правой стороны используется для служб аэропорта — погрузки багажа и еды. А через левую сторону происходит высадка и прием пассажиров. Такие правила действуют почти во всех аэропортах мира, чтобы по одному алгоритму можно было обслуживать разные типы самолетов.

Изначально такого стандарта не было, но после 1940 года было принято, что для пассажиров будет использоваться только вход с левой стороны.

7. Почему раньше все пилоты носили шелковые шарфы?

© nationalmuseum.af.mil  

Во времена развития авиации не было радаров, и пилот для обнаружения и слежения за противником активно крутил головой. Из-за этого жесткий ворот кожаной куртки сильно натирал кожу, часто до крови.

Шарф решал эту проблему, но также он должен был противостоять мощному потоку ветра, быть мягким и легким, а такими свойствами обладал только один материал — шелк.

Белым шарф стал, потому что изначально летчики вырезали их из авиационных парашютов этого цвета, и позднее при производстве традиции не стали нарушать (но это только теория, правды не знает никто).

8. Почему раньше можно было курить в самолете, а сейчас нельзя?

Раньше можно было курить прямо в кресле самолета, но в 1986 году в СССР это запретили делать на рейсах длительностью менее 3 часов.

Хотя люди все равно курили в туалете, а при дальних перелетах — и на своих местах.

С каждым годом стало появляться все больше жалоб, особенно от пассажиров с маленькими детьми, поэтому в 2002 году «Аэрофлот» ввел запрет на курение на всех рейсах. За ним последовали и другие авиакомпании.

В США аналогичное правило ввели в 1988 году, но оно действовало сразу для всех видов перелетов.

9. Может ли стюардесса посадить самолет, если пилоты потеряют сознание?

В авиашколах стюардесс никто не учит управлять самолетом. Но с профессиональной помощью и при определенных условиях есть вероятность того, что бортпроводница посадит воздушное судно:

  • если она сможет связаться с диспетчером;
  • если погода не преподнесет сюрпризов (например, при боковом ветре тяжело совершить посадку даже некоторым пилотам);
  • если человек на том конце провода грамотно скоординирует ее действия.

Точно так же совершить посадку сможет не только стюардесса, но и обычный пассажир (но, конечно, неподготовленному человеку это делать очень опасно).

10. Почему не нужно аплодировать после посадки самолета?

Посадка самолета заканчивается, не когда шасси касается полосы, а только когда ее объявляет командир воздушного судна. Но он не услышит аплодисменты, потому что двери между салоном и кабиной пилотов бронированные и практически не пропускают никакие звуки. Все хлопки слышат только бортпроводники и пассажиры.

11. Почему в самолетах используют наушники с 2 входами?

© krovek42 / reddit  

Раньше не было одноразовых наушников, при посадке пассажирам раздавали многоразовые, а при выходе из самолета их забирали. Но некоторые люди уносили устройства с собой, поэтому было сделано 2 штекера (для левого и правого уха). С другой стороны, делалось это для надежности: если выходил из строя один канал, то всегда был другой, и без музыки никто не оставался.

Уже потом стали использовать одноразовые наушники, но менять разъем никто не собирался, так как это долгая и кропотливая работа. Хотя в некоторых самолетах сейчас уже встречается привычный для нас вход.

12. Почему на утреннем рейсе лететь лучше, чем на вечернем?

На это есть 3 причины:

  • По статистике, утренние рейсы задерживаются реже, чем обеденные или вечерние. Это обуславливается тем, что основной поток перелетов как раз приходится на день. А чем больше людей, тем выше вероятность задержки. Оптимальное время вылета — 6–7 часов утра, не позже. Ночью пассажиров тоже мало, но летать в это время менее комфортно для организма.
  • Так как большинство людей предпочитает дневные рейсы, то и очереди будут больше днем.
  • Как правило, цена билета на утренний рейс ниже.

13. Зачем в кабине пилотов находится топор?

© pxhere  

Топор находится в спинке кресла у капитана корабля и покрыт специальным материалом, который не пропускает ток. Он предназначен для рубки отверстий для выхода или рубки двери в случае чрезвычайной ситуации. Скорее всего, вы видели специальные метки на самолете для удара топором, но не обращали на это внимания.

14. На сколько минут хватит кислорода в кислородной маске?

Большинство людей предполагает, что над каждым пассажирским сиденьем находится целый баллон с кислородом, который при возникновении аварийной ситуации начнет поступать в маску.

Но это не так. Кислород выделяется за счет сгорания специальной химической смеси. Этот процесс активируется, когда человек дергает маску. На обычных пассажирских самолетах ее действия хватит на 12–20 минут. Этого времени пилотам вполне достаточно, чтобы снизить лайнер до «нормальной» высоты.

15. Почему выключают свет на взлете и посадке?

Это происходит из-за мер безопасности. Если произошло ЧП и нужна срочная эвакуация, быстро откроются аварийные люки, но так как на улице темно, наш глаз после яркого света в салоне не сможет ничего разглядеть, и покинуть борт самолета будет затруднительно.

А если свет выключен, мы уже заранее привыкнем к темноте, что позволит отчетливо видеть силуэты предметов и быстро реагировать на различные ситуации. Это правило действует только для взлета и посадки, потому что они являются самыми опасными моментами полета.

16. Почему самолетам запрещено летать над Гималаями?

© pixabay  

Средняя высота Гималаев — 6 км, а полета авиалайнера — 10 км. И в случае аварийной ситуации, например разгерметизации салона, пилоты должны будут за 20 минут (время действия кислородной маски) снизиться до 3 км над уровнем моря, чтобы люди могли спокойно дышать. Но над Гималаями самолету просто некуда будет опускаться, поэтому перелеты запрещены из-за требований безопасности.

Вторая причина — это постоянная турбулентность. Над горами проходят мощные воздушные потоки. Чтобы сделать перелет комфортным, все самолеты облетают их с южной индийской стороны (исключение сделано только для экскурсионных лайнеров — им летать над горами можно, но по специальным маршрутам).

17. Почему пилотам нельзя носить солнцезащитные очки и бороду?

Почти все солнцезащитные очки — поляризованные, то есть не пропускают никаких бликов и отражений.

Но дело в том, что свет от LED-мониторов компьютерных систем самолета виден в них только под определенным углом. Чтобы увидеть показания на экране, пилоту необходимо будет покрутить головой.

Но в кабине не один монитор, а примерно 20. И если пилот чего-то не заметит, может произойти трагедия.

Если стекло просто затемнено, а не поляризовано, оно никак не будет мешать углу обзора. Но так как безопасность полета превыше всего, некоторые авиакомпании запрещают любые очки во время рейсов.

А бороду пилоту нельзя носить по причине того, что, если ему придется надеть кислородную маску, она будет прилегать к лицу неплотно, и у него есть риск отключиться из-за кислородного голодания.

18. На каких местах больше всего шансов выжить при падении самолета?

Исследователи провели эксперимент. На каждое пассажирское место они посадили по манекену, установили специальные датчики и видеокамеры, и смоделировали аварию: на скорости 230 км/ч Boeing 727 «упал» на поверхность озера, проехал сотню метров, а затем развалился на несколько кусков. Самым опасным местом оказалась носовая часть самолета — места бизнес-класса.

Основная мощь удара при падении пришлась на этот участок, вследствие чего произошел разлом, отделивший нос самолета. А минимальный «урон» получили манекены, сидевшие в хвосте. При такой же аварии в жизни пассажиры этой части судна, вероятно, выжили бы. Но удар мог прийтись на любую часть самолета, поэтому нельзя делать вывод, исходя только из этого эксперимента.

Но есть статистика: были взяты и проанализированы все крушения пассажирских самолетов, в которых выжили люди. На местах бизнес-класса выживаемость составила 50 %, в центральной части салона — 55 %, в хвостовой части — 70 %. Так что сильно не расстраивайтесь, если в следующий раз у вас будет место у туалета в конце самолета.

19. Может ли самолет упасть из-за турбулентности?

Турбулентность может быть вызвана следующими факторами:

  • завихрение от крыльев рядом идущего самолета;
  • встреча разных по температуре потоков воздушных масс;
  • неравномерное прогревание воздуха около земли.

Опасные завихрения есть в грозовых облаках, поэтому пилоты стараются облетать их стороной. Также это может случиться и в чистом небе, такое явление носит название «турбулентность ясного дня».

Но за всю историю существования авиации из-за этой тряски упал один самолет. Причем тогда роль сыграл человеческий фактор: турбулентность была вызвана впереди идущим лайнером. Поэтому, когда самолет начинает потряхивать, нужно пристегнуться и не паниковать — это безопасно.

Какие еще вопросы вы бы задали пилоту?

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Стекло в самолете является самой уязвимой частью. Производители постоянно совершенствуют технологии его изготовления, уделяя особое внимание безопасности. О причинах повреждения стекла, рисках с ним связанных и способах защиты остекления кабин самолетов в материале портала ОКНА МЕДИА.

Треснутое стекло в самолете – случаи из жизни

Трещина в стекле воздушного судна может привести к печальным последствиям. Разгерметизация кабины лайнера при появлении трещины – вполне реальное явление.

Последний случай, связанный с экстренной посадкой лайнера произошел в новом году. 14 января Боинг 737-800, летевший в Пермь, был вынужден вернуться в аэропорт «Внуково» из-за обнаружения трещины в форточке второго пилота. При инциденте никто не пострадал.

В феврале 2016 аэробус авиакомпании «Аэрофлот», направляющийся на Дальний Восток, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» по той же причине. Тогда тоже обошлось без жертв.

В некоторых случаях пилоты принимают решения следовать до места назначения, несмотря на видимые трещины и повреждения. Например, 19 января 2017 года командир воздушного судна, летевшего из Владивостока на Камчатку, принял решение продолжать маршрут и не совершать вынужденную посадку из-за трещины в светопрозрачной конструкции в кабине пилотов. Полет закончился благополучно.

Экипаж авиалайнера авиакомпании «Люфтганза» перед посадкой в аэропорту «Домодедово» сообщил о неполадках на борту и возможной угрозе возгорания. Все аварийные службы аэропорта были приведены в готовность, но, к счастью, борт приземлился благополучно, пострадавших не было. Причиной беспокойства пилотов стал перегрев лобового стекла в кабине.

Boing737

Один из самых известных инцидентов произошел в июне 1990 года, когда у авиалайнера авиакомпании «British Airways» летевшего из Бирмингема в Малагу, через 13 минут после взлета вылетело лобовое стекло. На высоте более 5000 метров крепления ветрового стекла не выдержали, и оно сорвалось с передней части фюзеляжа. Поток воздуха, потянув командира лайнера, выбросил его из кабины самолета.

Командир воздушного судна и бортпроводник, который удерживал его все время до аварийной посадки самолета в Саутгемптоне, получили травмы, остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали.

Причиной вылета «лобовика» стала его неправильная установка.

Болты, которые использовались для его крепления, не соответствовали необходимым техническим регламентам, вследствие чего они не выдержали разницы давления, и ветровое стекло вылетело наружу.

Причины появления трещин и риски при поврежденном стекле 

Многие эксперты уверяют, что треснутая ветровая светопрозрачная конструкция в самолете не представляет реальной опасности для пассажиров. Но все же, трещина, даже небольшая, может привести к разгерметизации кабины, что смертельно опасно.

Лобовая конструкция в лайнере может треснуть от столкновения с птицами, от резкого перепада температур, давления, что в полете встречается постоянно.

Использование неправильных или дефектных элементов для установки также может привести к образованию трещин.

Даже при небольшом разрушении стекло покрывается «паутиной» мелких трещин, что снижает его прозрачность и ведет к возникновению аварийной ситуации.

Помимо этого, человеческий фактор также может стать причиной повреждения стекла. Например, халатное исполнение обязанностей технической службы и самих пилотов при работе с нагревательными элементами, встроенными в стекло.

Последствием поврежденной лобовой светопрозрачной конструкции становится декомпрессия (резкое падение давления воздуха), что на большой высоте может привести к печальному исходу.

Стекло в самолете является важной и до сих пор самой уязвимой его частью, несмотря на развитие технологий и новых методов его изготовления.

Что представляет собой стекло для самолетов

Стекло для остекления кабин авиалайнеров большей прочностью и безопасностью, по сравнению с обычными, и способно выдерживать удары птиц и пуль. Но и здесь бывают исключения. Разная скорость и давление при столкновении самолета с птицей или с другим объектом могут стать причиной его разрушения.

Лобовая светопрозрачная конструкция для самолетов может представлять собой триплекс, пентоплекс или полиплекс из нескольких слоев высокопрочного прозрачного стекла с прозрачной прослойкой между ними.

Толщина каждого слоя варьируется от 1 до 25 мм, а общая толщина достигает 100 мм. Вес полностью собранной конструкции составляет около 150 кг.

Такой вид остекления кабин способствует предотвращению мгновенной разгерметизации кабины пилотов в случае повреждения внешнего слоя.

Стекло, используемое для остекления кабин, обладает высокими показателями прозрачности и огнестойкости и способно сохранять свои свойства при температурах от 60 С˚ до +60 С˚.

Лобовое стекло самолета

Помимо этого, для предотвращения обледенения внешнего слоя лобового стекла, используются специальные нагревательные элементы в виде прослойки между внешним слоем и следующим. Нагревательные элементы автоматически не включаются при вхождении воздушного судна в зону интенсивного обледенения, пилот должен сам контролировать работу нагревательных приборов.

Неправильная работа с нагревательными элементами может послужить причиной появления трещин на стеклах.

Многие пилоты из-за забывчивости или плохой подготовленности забывают выключать нагревательные элементы при выходе из зоны обледенения.

Постоянно работающие нагревательные приборы могут привести к перегреву стекол, что также является причиной появления трещин и возникновения угрозы возгорания.

На сегодняшний день ученые-исследователи работают над тем, чтобы улучшить термостабильность стекол авиалайнеров, так как разница в температуре основная проблема в возникновении трещин. И хоть пока разрушение лобовых стекол ни разу не приводило к катастрофе, проблему нужно решать.

Развитие технологий и заинтересованность этим вопросом многих исследовательских институтов, в том числе и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, позволяет с надеждой смотреть на будущее прочных и термостабильных лобовых стекол самолетов.

ОКНА МЕДИА рекомендует:  Что такое триплекс?

Авиационные аварии и катастрофы: виды и причины

Стекло в самолете – причины повреждения и риски

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно.

Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями.

Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

Взрыв

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах».

Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки.

Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей.

При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры.

Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла.

Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте

Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.