РОСНАНО предлагает строить дороги из пеностекла

Инновации помогут решить проблему российских дорог

РОСНАНО предлагает строить дороги из пеностекла

Административные барьеры по-прежнему мешают внедрению инновационных решений, современных материалов и конструкций в дорожной отрасли, констатировал Президент России Владимир Путин на недавнем заседании Государственного совета по проблеме дорожного строительства и безопасности на дорогах. Главное препятствие – порядок выбора подрядчика, где главенствующим критерием по-прежнему остается цена материалов и работ. Выбирая по принципу “самое дешевое” – в итоге получаем низкое качество дорожного покрытия и большие проблемы с безопасностью движения.

В Послании Федеральному собранию глава государства отмечал, что качество автодорожной инфраструктуры – важнейшее условие роста деловой активности России. Это же является одним из ключевых критериев оценки глобальной конкурентоспособности нашей экономики.

Для России это пока сильный сдерживающий фактор внутреннего развития и международного взаимодействия. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), который ежегодно оценивает конкурентоспособность стран, Россия по итогам 2018 года заняла 43 место среди 140 стран, вошедших в рейтинг.

Но по качеству дорог мы находимся всего на 104 месте, уступая ряду африканских стран.

Инфраструктурные ограничения, которые включают в себя низкое качество дорожных покрытий, низкую пропускную способность и слабый уровень дорожно-транспортного благоустройства оказывают сильное влияние на рост национальной экономики и развитие партнерских отношений с соседними государствами.

Не случайно национальный проект “Безопасные и качественные автомобильные дороги” стал одним из ведущих направлений социально-экономического развития России.

В ближайшие шесть лет на строительство и обустройство автодорог предполагается направить более 11 трлн рублей, то есть на 70% больше, чем в предыдущие шесть лет.

Средства рискуют быть потрачены впустую, если технологии строительства и ремонта дорог останутся прежними.

По словам руководителя проекта департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО Дмитрия Лепешова, Фонд в рамках поддержки и продвижения на российский рынок высокотехнологичной и, в частности, нанотехнологической продукции предлагает те инновационные решения, которые в полной мере учитывают местные климатические особенности и принципы работы отечественной автодорожной отрасли.

В настоящее время наноиндустрия России насчитывает десятки компаний, способных предложить такие инновационные решения для автодорожной отрасли, как светодиодное освещение, кабельная продукция, системы мониторинга транспорта – автокомиcсаров, системы видеонаблюдения, зарядные устройства для электромобилей. Кратно увеличить срок эксплуатации дорожного полотна способно применение таких материалов, как пеностекольный щебень, модификаторы для асфальтобетона, композитные материалы, полимерная дорожная разметка.

Фонд предлагает варианты модернизации автодорожной отрасли по трем ключевым направлениям: дорожное полотно; строительство мостов и других инженерных конструкций; инфраструктура организации дорожного движения.

Дорожное полотно

Для продления срока службы дорожного покрытия, улучшения сцепных качеств и снижения шумности дорог компании высокотехнологичного сектора, например, ООО “Новые технологии строительства”, предлагают использовать модификаторы.

Большой проблемой для российских дорог является частое возникновение трещин и ям, а также неустойчивость к антигололедным реагентам. Решением может стать применение фибробетона – специального дорожного покрытия, особые качества которого достигаются за счет армирующей добавки в цементные, бетонные, пенобетонные и асфальтобетонные смеси.

Для увеличения прочности дорожного основания используются геотекстильные ткани.

Они способны разделять слои грунта с различными физико-механическими свойствами, перераспределяют напряжение в основании насыпи, увеличивают несущую способность основания, устойчивость откосов.

Ускорение отвода воды с дорожного полотна позволяет улучшить работоспособность дренирующих слоев, укрепить влажный грунт, прервать капиллярное поднятие воды.

Компания “АйСиЭм Гласс” выпускает принципиально новый продукт для российской дорожной отрасли – пеностекольный щебень. Он уже получил широкое распространение в дорожном строительстве в Европе, особенно в скандинавских странах и Германии.

В основе производства лежит технология наноструктурной модификации поверхности дисперсного стекла. Благодаря сочетанию теплоизоляционных и дренирующих свойств, применение пеностекольного щебня, по подсчетам экспертов, уменьшает стоимость укладки дорожного полотна на 10-20%, а трудозатраты снижаются до 20%.

При этом не нужно делать отдельные дренажные конструкции и насыпать слой песка, уменьшается и несущий слой щебня.

Строительство мостов

Ключевыми критериями выбора строительных материалов для возведения мостовых конструкций являются стойкость к коррозии, низкие ресурсоемкость и энергоемкость, морозоустойчивость и длинный срок службы.

Металлизированные защитные покрытия проектной компании РОСНАНО “Плакарт” способны увеличить ресурс работы конструкций за счет улучшения их эксплуатационных свойств и снизить ресурсоемкость и энергоемкость, а также сократить затраты на ремонт, закупку лакокрасочных материалов и услуг по их нанесению.

Усилить железобетонные конструкции моста и обеспечить качественный ремонт можно при помощи композитных материалов на основе углеводородного волокна.

Их преимуществом является повышение срока службы и прочности сооружения практически без увеличения веса конструкции.

Богатым опытом подобного ремонта обладает “Нанотехнологический центр композитов” Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Антон Денисов/РИА Новости

Инфраструктура организации дорожного движения

Повысить безопасность на дорогах можно за счет строительства надземных пешеходных переходов из композитных материалов.

Внести свой вклад в обеспечение безопасности также могут и интеллектуальные системы видеонаблюдения.

“Умные” видеокамеры способны распознавать номерные знаки нарушителей или клиентов парковки, вести автоматический учет машино- и пассажиропотока, выявлять посторонние предметы в запрещенных зонах.

Освещение – еще один немаловажный фактор в повышении безопасности на дорогах. Российские производители предлагают широкий спектр светодиодных систем освещения.

От обычных городских фонарей светодиодные отличаются энергоэффективностью, долговечностью и экологичностью, так как они не содержат ртути.

Кроме того, использование светодиодов при освещении помогает снизить эксплуатационные расходы – у них дольше срок службы, меньше потребление электроэнергии.

В сложных погодных условиях дорожная разметка не всегда бывает видна водителю, что создает дополнительную угрозу возникновения аварий. Чтобы избежать дорожных инцидентов оптимально применять структурированную дорожную разметку из термопластика, как более заметную на дороге.

Дорога в будущее

На старых технологиях в XXI век не въедешь, убежден директор Центра трансфера технологий Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Григорий Левашов. Он напомнил, что правительство ставит задачу увеличить срок службы дорог до 24 лет.

“Без применения инноваций сделать этого нельзя”, – уверен Григорий Левашов. Он обратил внимание, что по приоритетному национальному проекту “Безопасные и качественные автомобильные дороги” уже в 2019 году при реализации 10% автодорожных контрактов должны использоваться инновационные решения.

К 2021 году эта планка поднимается до 40%, а в 2024 году – до 80%.

Состояние автомобильных дорог – один из ключевых показателей качества экономики страны, поскольку автодорожный транспорт один из самых важных инструментов обеспечения межрегиональных и международных товарных потоков. Очевидно, что для повышения статуса России на международной арене необходимо поднять качество дорожной сети на сопоставимый с европейскими странами уровень.

Едем в будущее. Инновации помогут решить проблему российских дорог

РОСНАНО предлагает строить дороги из пеностекла

Административные барьеры по-прежнему мешают внедрению инновационных решений, современных материалов и конструкций в дорожной отрасли, констатировал Президент России Владимир Путин на недавнем заседании Государственного совета по проблеме дорожного строительства и безопасности на дорогах. Главное препятствие — порядок выбора подрядчика, где главенствующим критерием по-прежнему остается цена материалов и работ. Выбирая по принципу «самое дешевое» — в итоге получаем низкое качество дорожного покрытия и большие проблемы с безопасностью движения.

Предоставлено «НТС»

В Послании Федеральному собранию глава государства отмечал, что качество автодорожной инфраструктуры — важнейшее условие роста деловой активности России. Это же является одним из ключевых критериев оценки глобальной конкурентоспособности нашей экономики.

Для России это пока сильный сдерживающий фактор внутреннего развития и международного взаимодействия. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), который ежегодно оценивает конкурентоспособность стран, Россия по итогам 2018 года заняла 43 место среди 140 стран, вошедших в рейтинг.

Но по качеству дорог мы находимся всего на 104 месте, уступая ряду африканских стран.

Инфраструктурные ограничения, которые включают в себя низкое качество дорожных покрытий, низкую пропускную способность и слабый уровень дорожно-транспортного благоустройства оказывают сильное влияние на рост национальной экономики и развитие партнерских отношений с соседними государствами.

Не случайно национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стал одним из ведущих направлений социально-экономического развития России.

В ближайшие шесть лет на строительство и обустройство автодорог предполагается направить более 11 трлн рублей, то есть на 70% больше, чем в предыдущие шесть лет.

Средства рискуют быть потрачены впустую, если технологии строительства и ремонта дорог останутся прежними.

По словам руководителя проекта департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО Дмитрия Лепешова, Фонд в рамках поддержки и продвижения на российский рынок высокотехнологичной и, в частности, нанотехнологической продукции предлагает те инновационные решения, которые в полной мере учитывают местные климатические особенности и принципы работы отечественной автодорожной отрасли.

В настоящее время наноиндустрия России насчитывает десятки компаний, способных предложить такие инновационные решения для автодорожной отрасли, как светодиодное освещение, кабельная продукция, системы мониторинга транспорта — автокомиcсаров, системы видеонаблюдения, зарядные устройства для электромобилей. Кратно увеличить срок эксплуатации дорожного полотна способно применение таких материалов, как пеностекольный щебень, модификаторы для асфальтобетона, композитные материалы, полимерная дорожная разметка.

Фонд предлагает варианты модернизации автодорожной отрасли по трем ключевым направлениям: дорожное полотно; строительство мостов и других инженерных конструкций; инфраструктура организации дорожного движения.

Дорога в будущее

На старых технологиях в XXI век не въедешь, убежден директор Центра трансфера технологий Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Григорий Левашов. Он напомнил, что правительство ставит задачу увеличить срок службы дорог до 24 лет.

«Без применения инноваций сделать этого нельзя», — уверен Григорий Левашов. Он обратил внимание, что по приоритетному национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» уже в 2019 году при реализации 10% автодорожных контрактов должны использоваться инновационные решения.

К 2021 году эта планка поднимается до 40%, а в 2024 году — до 80%.

Состояние автомобильных дорог — один из ключевых показателей качества экономики страны, поскольку автодорожный транспорт один из самых важных инструментов обеспечения межрегиональных и международных товарных потоков. Очевидно, что для повышения статуса России на международной арене необходимо поднять качество дорожной сети на сопоставимый с европейскими странами уровень.

Опасности переломного периода

РОСНАНО предлагает строить дороги из пеностекла

2013 год в какой-то степени можно назвать переломным для пеностекла. Во-первых, в России открылся и намечен к строительству ряд крупных производств. Во-вторых, оно завоевывает все более прочные позиции на рынке теплоизоляционных материалов, поскольку о пеностекле узнает все большее число потребителей из различных отраслей экономики.

По советскому патенту

Уже сегодня потребность в пеностекле, по оценкам Виктора Осипова, президента ассоциации «Стеклосоюз», оценивается в 2—2,5 млн кубометров в год, а к 2020 г. она возрастет, по различным прогнозам, от 5 до 10 млн кубометров.

Значительную часть потребностей закрывает импорт из Европы, в том числе из Белоруссии, где в Гомеле работает с советских времен крупный стекольный завод. Гомельское пеностекло уступает по качеству западноевропейскому, но зато оно дешевле, и спрос на него растет активнее.

Так, по словам представителя московской дилерской фирмы, в прошлом году продажи гомельского пеностекла выросли на 30%.

Виктор Осипов с ветеранами

Интересный факт: фирма из США, которая открыла производство пеностекла в нескольких европейских странах и сегодня практически монопольно поставляет пеностекло в нашу страну из Западной Европы, приобрела патент в 1942 г. у СССР.

Здесь усовершенствовали технологию, и сегодня качество этого пеностекла практически вне конкуренции.

Оно, конечно, дороже, чем у других производителей, но если брать весь цикл жизнедеятельности здания, то это себя оправдывает

— Цена на сам материал — это не однозначный показатель, — поясняет представитель одной компаний Андрюс Бута. — Например, к нам обратились представители Внуковского аэропорта. Им надо было приобрести утеплитель для кровли площадью 115 тыс. кв. м.

Они посчитали, во сколько им обойдется утеплитель из минеральной ваты плюс стоимость материалов для строительства традиционной кровельной конструкции. Затем рассчитали, во сколько обойдется утепление из пеностекла. И оказалось, что утепление на основе пеностекла обойдется дешевле.

К тому же оно и в работе не столь капризно. Например, с минеральной ватой нельзя работать в дождь.

Если еще к этому прибавить, что пеностекло служит намного дольше, не деформируется в период эксплуатации, не впитывает влагу, пожаро- и биоустойчиво, то становится ясно, что преимущества за ним.

Также в Россию поставляют пеностекло китайские фирмы, и объемы поставок стабильно возрастают.

Спрос рождает предложение

А что же наши производители? Заводы, выпускавшие пеностекло в советское время, закрылись, а новые производства можно было пересчитать по пальцам. Но в прошлом году наступил перелом. В декабре в Калуге было открыто самое крупное в Европе производство по выпуску пеностекла мощностью 300 тыс. кубометров в год.

Примерно столько сегодня потребляет пеностекла весь российский рынок. Правда, на проектную мощность оно выйдет в 2015 г.

Однако калужское производство закроет в определенной степени только потребность в пеностеклянном щебне, который преимущественно используется в дорожном строительстве, промышленной изоляции, в жилищном строительстве, например, для утепления чердаков и т.д.

Так, при дорожном строительстве пеностеклянный щебень обеспечивает отличную термоизоляцию дорожного полотна, увеличивает несущие способности дорожного покрытия на заболоченных участках. Однако для производства плит, применяемых в индустриальном жилищном строительстве, такой щебень не подходит — он слишком крупный.

В ближайшие год — два в России ожидается открытие еще целого ряда производств по выпуску пеностекла — в Подмосковье, Ленинградской, Владимировской, Смоленской областях и других регионах.

Пеностекло выпускается в виде блоков (плит), щебня, и гранул (гравия). Если гранулы (гравий) и щебень наши производители научились выпускать, то с блоками (плитами) дело обстоит труднее. Главные преимущества плит — удобство работы с ними, резко снижается площадь так называемых мостиков холода, увеличивается скорость укладки и т.д.

На прошедшей этой осенью выставке «СтеклоЭкспо» такую пеностеклянную плиту продемонстрировали руководители московских фирм Андрей Толмачев и Юрий Пантелеев.

Они сообщили, что скоро будет создано производство такой плиты размером 1 200 мм на 800 мм при толщине 200 мм по технологии, разработанной профессором Александром Кетовым.

По мнению Александра Орлова, заместителя начальника инновационного отдела ЦНИИСК им. В.А.

Кучеренко и разработчика технологии гранулированной пеностеклокерамики «Термогран», наиболее перспективное направление — использование гранулированного пеностекла в индустриальном сборно-панельном домостроении.

Необходимое условие для массового спроса со стороны строительного бизнеса — снижение себестоимости гранулированного пеностекла до 1—1,5 тыс. руб. за кубометр, то есть до уровня природных заполнителей, и достаточная сырьевая база.

По мнению Александра Дмитриевича, достаточных объемов стеклобоя для действительно массового производства пеностекла нет и не будет. Поэтому магистральное направление развития строительных технологий — глубокая переработка экономически и физически доступного природного сырья.

Сырье для «Термограна» — широко распространенные осадочные породы — диатомиты, трепела и опоки. Суть технологии — использование химической активности наноструктурированного кремнезема, составляющего минералогическую основу сырья.

Стадия стекловарения при этой технологии исключается — стеклофаза образуется путем низкотемпературного синтеза, совмещенного со вспениванием.

Одно из важных преимуществ нового материала — пониженное содержание натрия, в результате чего устойчивость «Термограна» в щелочной среде цемента выше, чем у «классического» пеностекла. — Рынок строительных материалов стоит на пороге серьезных перемен, — считает Александр Дмитриевич.

— Я считаю, что эти перемены будут связаны не с плитным материалом, а с массовым производством более дешевого гранулята.

Новое поколение сверхлегких бетонов на основе пеностекла решает проблему ужесточения требований к теплоизоляции без использования недолговечных и пожароопасных пенопластов, минватных плит и вентилируемых фасадов.

Главный и единственный барьер на пути пеностекла в массовое строительство — цены, которые сегодня минимум втрое выше себестоимости. Себестоимость мы снизили почти до физического предела.

Следующий шаг — закупка технологии крупными строительными компаниями, имеющими собственное производство ЖБИ, что позволит им получать «Термогран» по себестоимости, а продавать – в виде конечного продукта, то есть жилплощади.

Что касается научных и технических задач, то они, считает Александр Орлов, в значительной степени решены, либо гарантированно решаются при наличии вполне реальных ресурсов.

— Мой отец, Дмитрий Львович, работал в Институте стекла в Москве, и я имел счастье лично знать уникальных специалистов стекольной и строительной отраслей, наработки которых актуальны и сегодня, — говорит Александр Дмитриевич.

— Все мы продолжаем единую научную традицию, все мы опираемся на плечи гигантов, работу которых мы, по существу, и продолжаем. А вот в рекламные рассказы о неких «секретах» и «уникальных достижениях» зарубежных ученых и фирм я, как разработчик, не верю.

Я их материалы исследовал по ГОСТу, потому что при выборе между верой и знанием я выбираю знание.

Национальный стандарт — против контрафакта

К сожалению, сегодня, пользуясь огромным интересом к пеностеклу и тем, что его производство толком не регулируется, в нашей стране появилось достаточно много контрафактной продукции. Это подрывает доверие к относительно новому материалу.

По мнению Виктора Осипова, одна из главных причин в том, что отстает разработка правовой базы. Пока удалось только узаконить пеностекло в СТО НОСТРОЙ по кровельным материалам.

— В этом году мы планируем разработать национальный стандарт по пеностеклу, — говорит Виктор Иванович. — Он, по сути, легализует материал, определит требования к нему. А сегодня производителей-халтурщиков крайне сложно призвать к ответу. Создать национальный стандарт — дело далеко не простое.

Мы сотрудничаем с Ростехрегулированием, подключаем ученых-стеклоделов, сотрудников ряда строительных НИИ, например, НИИ строительной физики, специалистов-производственников.

По мере возрастания просвещенности потребителей, совершенствования нормативно-правовой базы производители некачественной продукции вынуждены будут либо перестраивать производство, либо уходить с рынка. Вторая проблема, которая стоит перед стекольной общественностью, это обучение кадров.

С пеностеклом должны профессионально работать архитекторы, проектировщики, инженеры, специалисты-рабочие. Будем решать эти проблемы. Так, наши специалисты разработали программу обучения архитекторов и проектировщиков.

Татьяна ШАВИНА

Фото из архива Александра Кетова, интернет-журнала Строительство.RU.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.