Новые электробусы появятся в Москве

Вместо троллейбусов в Москве будут электробусы. Их производят компании Дерипаски и «Ростеха», а первые маршруты запустят к выборам мэра — Meduza

Новые электробусы появятся в Москве

Как выяснил спецкор «Медузы» Иван Голунов, в ближайшие годы правительство Москвы намерено ввести на значительной части городских маршрутов новый тип общественного транспорта — экологически чистые электробусы.

Первые маршруты мэр Сергей Собянин должен лично запустить незадолго до выборов — столице это обойдется более чем в 12 миллиардов рублей.

Под техническое задание, составленное городскими чиновниками, подходят электробусы только двух компаний: они принадлежат «Ростеху» и владельцу холдинга «Базовый элемент» Олегу Дерипаске.

В 2021 году Москва перестанет покупать автобусы и троллейбусы. Согласно планам городских властей, к этому времени городской парк должен обновляться только за счет нового типа экологически чистого транспорта — электробусов.

Электробусы должны заменить троллейбусы, которые постепенно убирают из города уже несколько лет. В ходе реализации программы «Моя улица» троллейбусные провода демонтировали практически на всех улицах в центре — теперь по бывшим троллейбусным маршрутам ездят дизельные автобусы.

Правительство Москвы закупает электробусы с ультрабыстрой зарядкой, которые ранее не использовались в России.

Принцип работы нового вида транспорта будет таким: на конечной остановке электробус за 6–10 минут заряжается от специального устройства, и этого должно хватить на дистанцию от 40 до 54 километров — в зависимости от погодных условий и скорости. В тех случаях, когда маршруты длиннее, устройства для подзарядки также установят на промежуточных остановках.

Согласно планам департамента транспорта, первые маршруты электробусов будут проходить на северо-востоке и севере Москвы. Сейчас на месте 6-го троллейбусного парка около станции метро «Алексеевская» ведутся работы по созданию электробусного парка.

По данным «Медузы», первые электробусы начнут работать по маршруту № 36 — от ВДНХ до улицы Вагоноремонтная. Другие предполагаемые электробусные маршруты можно выявить, изучив места установки зарядных станций в техническом задании правительственного тендера.

Вот какими они будут.

Запустит движение нового вида транспорта лично Сергей Собянин — во время празднования Дня города в начале сентября. На это время запланировано большое мероприятие, в рамках которого мэр отчитается о своих достижениях в диапазоне от транспорта до благоустройства. Через неделю после этого состоятся выборы мэра Москвы.

Напряжение и оптимизация

Тендер о закупке 300 электробусов российского производства и 98 станций ультрабыстрой зарядки для них на сумму почти в 32 миллиарда рублей мэрия Москвы впервые объявила в конце 2017 года.

Итоги торгов изначально планировалось подвести в начале февраля, однако из-за жалоб в Федеральный антимонопольный комитет, за которыми последовали многочисленные изменения техзадания, сроки съехали на три месяца, а начальная стоимость контракта снизилась почти на 40%.

Более того: к маю 2018 года разыграны только два тендера из трех запланированных.

Изначально предполагалось, что уже осенью электробусы начнут ездить в том числе и в центре города, — например, по маршруту «Б» на Садовом кольце, — однако теперь это должно произойти летом 2019-го.

По данным «Медузы», причина таких изменений — в опасениях чиновников, что из-за резких скачков напряжения, связанных с зарядкой электробусов, в центре города могут возникнуть проблемы с электричеством.

В конце марта начальная максимальная цена тендера была резко снижена. Как сообщили «Медузе» в департаменте транспорта, это сделано после применения некоего «коэффициента оптимизации», который, в свою очередь, «отражает снижение первоначальной цены контракта до уровня, рекомендованного экспертами». В итоге общая сумма предполагаемых трат на электробусы составляет 12,7 миллиарда рублей.

Дерипаска, «Ростех» и Тверь

Транспортные средства такого типа, который необходим Москве, производятся, например, в Белоруссии и Финляндии, но под техническое задание, составленное городскими властями, подходят только два электробуса — причем один из них был представлен уже после объявления планов мэрии.

Первый электробус производится на Нефтекамском заводе в Башкирии корпорацией КамАЗ, основным акционером которой является холдинг «Ростех». До 2018 года там сделали всего три экземпляра электробусов, которые несколько месяцев работали на маршруте между станцией метро «Славянский бульвар» и инновационным центром «Сколково».

В феврале 2018 года корреспондент «Медузы» обнаружил один из этих электробусов и станцию его подзарядки на территории, принадлежащей «Мосгортрансу». На крыше машины рабочие производили какие-то манипуляции; в руках у них были молотки. «Уже несколько месяцев он тут, — пояснила сотрудница одного из предприятий, расположенного возле стоянки.

— Больше ремонтируется, чем ездит».

Второй электробус, подходящий под техническое задание, производится на подмосковном заводе ЛиАЗ. Им владеет холдинг «Русские машины» — он входит в группу компаний «Базовый элемент», принадлежащую Олегу Дерипаске.

Электробус ЛиАЗа, созданный на основе автобуса того же завода, был впервые представлен в феврале 2018 года, когда техническое задание правительства Москвы уже было обнародовано, — и полностью соответствовал требованиям этого задания.

КамАЗ и ЛиАЗ отвечают за корпус будущих московских электробусов. Электронику для них делает частная российская компания Drive Electro, которая уже несколько лет занимается разработкой электрических и гибридных систем для коммерческого и общественного транспорта.

Первый опыт Drive Electro по созданию электробусов был не очень удачным: машины, запущенные на нескольких маршрутах в Новосибирске в 2012 году, часто и непредсказуемо останавливались прямо на дороге.

Сейчас те электробусы обслуживают Новосибирский завод химконцентратов — развозят рабочих по цехам.

Другие города закупали электробусы гораздо дешевле, чем это планирует делать Москва, — впрочем, и функционировали они чуть иначе.

Так, в 2017 году мэрия Санкт-Петербурга закупила произведенные на саратовском заводе «Тролза» троллейбусы с возможностью автономного хода (то есть способные ездить без проводов) по 18 миллионов рублей каждый.

Мэрия Москвы исходно собиралась платить за один электробус вдвое больше; итоговая цена одного электробуса должна составить около 33,5 миллиона рублей — плюс 3,5 миллиона рублей в год, которые город будет платить поставщику за обслуживание.

При этом в презентациях КамАЗа фигурировала сумма 22 миллиона рублей за электробус (схожий порядок цифр озвучивал в интервью замгендиректора компании Николай Пронин), а представители ЛиАЗа оценивали ориентировочную стоимость своей машины в 25–30 миллионов.

Многажды переносившиеся торги по закупке электробусов наконец состоялись 26 апреля, но победителя не выявили. Двое из трех участников предложили цену, совпадающую до копейки — 6 347 326 887 рублей 52 копейки (разыгрываются два одинаковых тендера).

В итоге 4 мая один контракт на эту сумму достался КамАЗу, а другой — ЛИАЗу. Об итогах тендера рассказал в своем твиттере Сергей Собянин, отметив, что с 2021 года Москва будет закупать «только этот экологичный транспорт вместо дизельных автобусов».

У КамАЗа и ЛиАЗа вскоре могут появиться конкуренты. В январе 2018 года о планах начать производство электробусов объявил Тверской вагоностроительный завод.

Раньше там делали вагоны для пассажирских поездов, но после сокращения заказов от РЖД занялись производством общественного транспорта — с 2014-го именно там собирают новые трамваи «Витязь-М», которые курсируют в Москве.

Завод — часть компании «Трансмашхолдинг», совладельцем которой до перехода на госслужбу был Максим Ликсутов, нынешний глава московского департамента транспорта.

Обновление от 17.30 4 мая. Первая версия материала сообщала, что окончательные итоги торгов еще не подведены. Они были подведены уже после публикации материала; КамАЗ и ЛИАЗ каждый получили по контракту.

Новые электробусы появятся в Москве

Новые электробусы появятся в Москве

С 1 сентября в Москве начнут курсировать первые в России электробусы. О будущем электрического общественного транспорта в материале портала ОКНА МЕДИА.

Электробусы начнут ходить с сентября

Первые два автобуса  с электрическим двигателем начнут перевозить пассажиров уже этой осенью. Пока новый транспорт и зарядные устройства  к нему работают в тестовом режиме.

Согласно постановлению мэра столицы к 2021-му году весь общественный транспорт Москвы должен стать экологичным, то есть полностью перейти на подвижной состав с электродвигателями. Электробусы начнут радовать москвичей раньше срока – с 1 сентября.

Первый месяц работы автобусы будут перевозить горожан бесплатно.

с подиума электробусы наконец-то выходят на линиюИнновационные разработки в области городского транспорта ведутся по всему миру в свете возрастающих проблем с экологией, задымленностью городов, неудобствами, связанными с большим количеством личного автотранспорта, создающего «пробки» и превращающего поездку из удовольствия  в муку. Московские электробусы, разработанные группой компанией КАМАЗ и группой ГАЗ, не уступают своим заграничным собратьям. Главное их преимущество в сравнении с привычными перевозчиками – отсутствие выхлопа, также значительно более высокие по уровню комфорта условия транспортировки пассажиров.

Что нового будет в электробусах Москвы

Новый транспорт будет вмещать 85 человек за поездку. Внутри будет доступен вай-фай, что станет удобной площадкой для рекламодателей и полезной опцией для горожан. Прямо в дороге можно будет узнавать актуальную информацию о близлежащих кафе, ресторанах, магазинах с лучшими предложениями.

Непосредственно в салоне можно будет подзарядить разрядившийся ноутбук или смартфон, выйти в сеть и поработать. Климат-контроль будет чутко регулировать температуру внутри транспорта: беречь пассажиров от духоты, холода и ветров. Каждый автобус снабжен камерами видеонаблюдения и спутниковой навигации.

Всего на линию планируется поставить 100 электробусов, соответствующих самым высоким экологическим транспортным стандартам. К ним будут поставлены 62 зарядных станции.

электробус ГАЗ намного комфортней прошлых вариантовВопрос батарей на сегодняшний день является наиболее актуальным для развития инновационной транспортной системы. Ведь размер электропотребления влияет и на все остальные факторы работы нового транспорта.

Цель – добиться, чтобы автобус пробегал весь маршрут на одной зарядке. Для ее достижения идет работа над энергозатратами внутри электробуса. Одна из конструктивных мер здесь – установка светодиодных фар, а также осветительных приборов из светодиодов внутри салона.

Дополнительная мера –  снижение веса транспортного средства.

Стекло в автобусах будет особо прочным

Новые автобусы будут ниже, легче и тише. Не в последнюю очередь уровень комфорта будет достигаться за счет использования затененного стекла. Площадь остекления салона будет значительно больше, что создаст ощущение свободного пространства, а качество стекла позволит чувствовать себя защищенным от шума улицы и капризов погоды.

внутри салона светло и просторноРазработчики остекления для электробусов столицы отмечают, что применяемый в транспортной новинке материал в два раза прочнее и легче зарубежных аналогов. При этом стекло занимает второе после металла место в структуре веса нового автотранспорта. В основе стекла – монолитный поликарбонат.

При ударе такая поверхность не дает осколков, что крайне важно в ситуациях повышенной опасности на дорогах. Таким образом, водитель и пассажиры будут максимально защищены с помощью новой разработки российских инженеров. Оправдывает она себя и экономически: стоимость композита в два раза ниже стоимости триплекса.

Тестирование инновация проходит на вертолетах и самолетах России.

Разработки электротранспорта в мире

Коллеги российских разработчиков за рубежом также работают над проблемой энергопотребления энерготранспорта.

Для снижения энергозатрат Mercedez предлагает выпускать автобус с именем Ivy, где почти весь корпус представляет собой легко затеняющееся стекло.

С одной стороны, такое стекло выступает в качестве климат-контроллера, с другой – обеспечивает салон максимальным количеством естественного света, снижая расходы на электричество.

Конструктор из Лондона, Тэд Орловски, предлагает заменить знаменитые красные «даблдэккеры» автобусами на дизельно-электрических двигателях с корпусом из LED-панелей. Вход в такой автобус – почти фантастика: светодиодная стена будет «отплывать» от прикосновения рукой. По крайней мере, со стороны именно так будет выглядеть движение частей светодиодной панели.

за время поездки можно подзарядить телефонПитер Симон из Венгрии предложил использовать для строительства автобусов легкие композитные панели, что значительно снизить их вес, а значит, и энергопотребление.

Правда, его автобус работает на водородном топливе, а литиево-ионные панели расположены на крыше – для подзарядки. Автобус, работающий на солнечных батареях, разработали в Пакинстане.

Возможно, в жарких странах такой вид энергии получит распространение.

Самым же мощным вариантом электрического транспорта пока остается китайский электробус, предназначенный для перевозки сразу 300 пассажиров. Замученные перенаселенностью восточные соседи решили подойти к инновациям масштабно.

Новый электробус шириной 8 метров фланирует над землей на специальных рельсах-опорах, так что под ним свободно могут курсировать автомобили.

Такой электробус больше похож на метро, однако его способность к вместимости пассажиров вряд ли можно оспорить.

Москва пока идет по достаточно «спокойному» пути внедрения инноваций.

При этом важно, что производством нового транспорта, материалов и сервисного обслуживания  к нему занимаются российские компании-разработчики.

Внешне электробусы будут смотреться вполне привычно, а вот насколько хорошо они будут решать транспортные задачи, способствовать экологичности столицы и повышать комфорт пассажиров, покажет уже эта осень.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Антивандальное стекло появится на автотранспорте Москвы

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.