Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

Содержание

Что делать при блокировке счёта или карты по 115-ФЗ — Финансы на vc.ru

Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

Приветствую. Я Сергей Коваль, адвокат. В своей статье я расскажу, что делать, если в банке заблокировали счёт по 115-ФЗ. Простая и понятная инструкция о вариантах действий для самостоятельного разрешения вопроса. Также приведу перечень типичных ошибок.

Виды блокировок

  • Приостановление операций по счёту полностью. Означает запрет проведения любых операций как расходных, так и приходных (некоторые операции могут быть разрешены). Основанием может служить арест счёта в рамках исполнительного производства, внесение владельца счёта в список лиц, финансирующих терроризм, исполнительные меры по уголовному делу и так далее.
  • Частичное приостановление операций по счёту. Запрещены приходные операции по счёту (не всегда). Снятие наличных денежных средств запрещено, но можно проводить безналичные операции. Иногда также заблокирован доступ в интернет-банк.
  • Приостановление проведения конкретной финансовой операции. Запрет на проведение операции до момента устранения причин приостановления.
  • Отказ в проведении конкретной финансовой операции. Отказ в проведении операции без возможности её проведения в дальнейшем.
  • Полное приостановление операций по счёту вместе с расторжением договора банковского обслуживания, требование вывести деньги на счёт в другом банке. Происходит как правило в случае, когда банк в течение года два и более раза выдал отказ в проведении операции по распоряжению клиента.

Основные причины блокировок в отношении физических лиц

  • Поступление денежных средств на счёт от юридического лица с последующим их обналичиванием.
  • Неоднократное поступление денежных средств на счёт от юридического лица, находящегося в другом регионе (чаще всего в отношении фрилансеров).
  • Поступление на счёт крупной суммы денег (в законе указан размер больше 600 тысяч рублей, мы сталкивались со случаем блокировки за получение разового платежа в размере 200 тысяч рублей).
  • Неоднократное поступление на счёт мелких сумм денег от разных юридических и физических лиц (в законе указан накопительный размер 600 тысяч рублей, есть прецеденты блокировки при общей сумме 150 тысяч рублей).
  • Наличие владельца счёта в «чёрном списке» Росфинмониторинга или межбанковском черном списке.
  • Наличие лица, переводящего деньги на ваш счет, в «чёрном списке» Росфинмониторинга. Иногда это также относится к лицу, находящемуся в федеральном розыске.
  • Заявка владельца счёта на получение большой суммы наличных денежных средств со счета (как правило больше 600 тысяч рублей). Причем необязательно, чтобы эти денежные средства поступили от посторонних лиц. Это могут быть и собственные средства, переведённые со счёта в другом банке.
  • Получение денежных средств на счёт по нетипичным или незаконным основаниям платежа. Например, нетипичное основание платежа — возврат денег за ранее поставленную продукцию физическому лицу, дарение, выплата страхового возмещения не от страховой компании.
  • По счетам, открытым в валюте. Поступление на валютный счет денежных средств от лица, не являющегося родственником. Также перевод на валютный счет лицу, не являющемуся родственником. Особенности связаны с законодательством о валютном контроле.
  • Неоднократное снятие наличных денежных средств, переведённых со своего счёта из другого банка.
  • Транзит денег в другой банк. Независимо от того, кому вы перечисляете денежные средства – физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под транзитом понимается быстрый (в течение пары суток) перевод денежных средств, поступивших на счёт (как правило, большей их части).
  • Отсутствие экономического смысла в проводимой операции.
  • Перевод денег по непонятному основанию платежа.
  • Использование счёта (карты) третьим лицом без надлежащего оформления (к этому будут относиться случаи хищения со счёта денег, в настоящее время банкам предоставлено право блокировать операции при наличии подозрений на хищение).
  • Арест счёта судом или приставом.

Сроки блокировки

  • Пять дней. Банки приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счёт физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о её осуществлении должно быть выполнено (пункт 10 статьи 7 115-ФЗ).
  • 30 дней. При наличии распоряжения Росфинмониторинга для дополнительной проверки операции (статья 8 115-ФЗ).
  • Бессрочно. При наличии решении суда, касающегося лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к терроризму или экстремизму. Действует такое приостановление до отмены решения суда.

На практике сроки блокировки значительно дольше. Банки автоматически продлевают блокировку на время рассмотрения ваших документов. Очень часто бывает, что банк запрашивает дополнительные документы. В некоторых случаях разрешение вопроса может занять несколько месяцев.

Как банк уведомляет вас о блокировке счета

Сам по себе процесс уведомления регламентирован законодательством недостаточно хорошо. Как правило, банки разрабатывают собственные регламенты, на основании которых выполняется процедура извещения клиента.

Чаще всего уведомление предусмотрено посредством SMS-сообщений, сообщений в мобильный банк или телефонного звонка (телефонограммой). Выполнение любого из предусмотренных регламентом действий считается надлежащим извещением клиента.

Алгоритм ваших действий при блокировке

  • После получения уведомления о блокировке или приостановлении операции по счёту первым делом посещаете банк лично. Требуете выдать официальный документ с основаниями блокировки счета (обычно это уведомление о приостановлении операций по счёту или отказе в совершении операции вместе с запросом о предоставлении документов). Если банк отказывает (а отказывают нередко), можно писать жалобу в ЦБ (можно позвонить). Но до этого момента пишем запрос и отдаем под роспись сотруднику банка (желательно иметь копию, в крайнем случае можно сфотографировать на телефон жалобу с отметкой о принятии). Параллельно рекомендую обратиться на горячую линию банка и описать ситуацию. Все эти действия можно делать только в том случае, если банк отказывает вам без объяснения причин. Если счёт заблокировали из-за одной приходной операции, сразу же узнаём, возможно ли разрешение проблемы, если операция будет отменена (то есть деньги будут отправлены обратно). Иногда банк соглашается на такой вариант. Если он для вас приемлем, рекомендую воспользоваться.
  • Если выдали уведомление, то из него или приложенного запроса узнаёте причину блокировки и список требуемых документов для проверки законности операции.
  • Узнаёте вид блокировки. От этого зависит возможность фактических действий по управлению деньгами. Рассмотрение документов может занять до двух месяцев (редко – до четырёх). Всё это время вы будете лишены возможности управления деньгами. Но в некоторых случаях банки предоставляют возможность открытия вклада или счёта. Так вот, чтобы понести меньшие финансовые потери, рекомендуем на этот период времени открыть вклад с возможностью расходных операций. Если вопрос разрешат раньше, вы спокойно снимете деньги.
  • В запросе банка будет список документов, который вы обязаны предоставить для подтверждения легальности совершенной операции. Готовите пакет документов в полном объёме, запрошенном банком. Если вы не предоставите какой-либо документ, банк спокойно вам откажет. Поэтому документы надо предоставлять все.
  • Если заблокировали счет из-за конкретной приходной операции. Представляете документы по этой операции. Например, вам поступили деньги, назначения платежа нет. Если это был возврат займа — представляете договор займа. Если вам оплатили выполненную работу — представляете договор оказания услуг (правда, банк в ответ может запросить с вас данные, подтверждающие регистрацию в качестве ИП или самозанятого, а также сведения об уплате налогов, имейте это в виду). Если была сделка по продаже квартиры, машины — договор купли-продажи и выписку из ЕГРП на недвижимость, сведения из ГИБДД на машину.
  • Если счёт заблокировали из-за конкретной расходной операции. Представляете документы по операции — основание её проведения (счет, договор и так далее). Если просят обосновать экономический смысл операции — обосновываете письменно.
  • Если заблокировали счёт и просят пояснить происхождение денег. Представляете документы, подтверждающие легальность происхождения денежных средств (справки по форме 2-НДФЛ, налоговую декларацию, договоры купли-продажи недвижимости, купли-продажи автотранспорта и иного имущества, документы по получению наследства). Советую дома хранить справки об уплаченных налогах как минимум за три года, лучше — за пять лет.
  • Если счёт заблокирован по решению суда или пристава в рамках исполнительного производства, то вам нужно подать жалобы на указанные акты.
  • Если расторгли (или требуют расторгнуть) договор о банковском обслуживании и просят все деньги отправить на счёт в другой банк безналичным платежом (иными словами, заблокирована одна или несколько операций, сам счёт заблокирован, но, если вы согласитесь, его разблокируют и дадут вывести деньги в другой банк). Не представляет сложности согласиться с требованиями банка и уйти в другую финансовую организацию на обслуживание. Но прежде следует рассмотреть последствия такого развития событий. Прежде всего, это может быть не бесплатно. Во многих договорах на банковское обслуживание в этом случае может быть предусмотрен штраф в размере 10-15% от суммы денежных средств, находящихся на счёте. Выполнив требования банка, вы можете попасть в так называемый межбанковский список неблагонадежных клиентов (обычно его называют «чёрный список»). У вас могут быть проблемы при открытии счетов в дальнейшем в любом банке страны (банки обмениваются информацией). В этом случае рекомендуем не спешить соглашаться с требованиями банка (если есть такая возможность). Советуем сначала попробовать объясниться и узнать причины такого отношения. И только потом решать — выводить деньги или оставлять.
  • Подготовив список документов, передаём его в банк с описью, получаем отметку о принятии. Всю переписку с банком ведём письменно, подтверждающие документы сохраняем. Допустимо представлять документы посредством обмена электронными письмами (в большинстве банков просят представить документы в электронном виде).
  • Стандартный срок рассмотрения ваших документов банком — десять рабочих дней. Если банк вышел за пределы этого срока, напоминаем о своём существовании звонком ответственному сотруднику, если нужно — запросом об итогах рассмотрения документов.
  • Если банк вынес решение в вашу пользу, делаем выводы из неприятной ситуации, чтобы избежать таких случаев в будущем.
  • Если банк вынес решение не в вашу пользу, получаем ответ по итогам рассмотрения. Решаем вопрос об обжаловании действий банка в ЦБ РФ через сайт. Если не помогло, остаётся лишь судебный спор.

Как это работает на практике

С чем столкнулись мои клиенты при блокировках и как им успешно удалось разрешить свои проблемы. На практике большая часть блокировок связана со следующими основаниями.

На первом месте — транзит денежных средств.

Пришедшую сумму на счёт владелец отправил на карточку жене, которая сняла деньги для расчета в магазине (магазин не принимал карточки). Счёт заблокировали. Ситуацию удалось разрешить очень быстро — в банк был представлен кассовый чек на покупку. Этого оказалось достаточно для разрешения ситуации.

На втором месте — снятие денежных средств наличными.

Сталкивались со следующими случаями.

Банк потребовал документы по вопросу снятия крупной суммы денег наличными. Причем деньги на счёт были внесены наличными самим владельцем счёта. До представления документов и объяснений счёт заблокировали. Ситуацию удалось разрешить представлением договора вклада из другого банка, в котором он был открыт (деньги снимались для перевода в другой банк с более выгодными условиями).

В другом случае банк отказал в снятии наличных, заблокировав счёт. В качестве причины указал отсутствие назначения платежа при поступлении денег на счёт. Пришлось представлять документы (договор, счёт) по проведенной операции, письмо из банка-отправителя с подтверждением ошибки в платёжных документах.

На третьем — многочисленные поступления денежных средств от различных контрагентов.

Банк заблокировал счёт лица, получающего деньги от множества лиц, заподозрив занятие предпринимательской деятельностью (совместная покупка). Ситуацию удалось разрешить, представив объяснительную в банк о том, что предпринимательская деятельность не ведётся, и все требуемые документы.

Случаи блокировки карт и счетов граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, достаточно редкое явление. Практически всегда ситуация разрешалась при обращении в банк и выполнении требований о предоставлении документов.

Типичные ошибки, которые не стоит совершать

  • Ссора с сотрудниками банка в отделении. Не стоит ругаться с банковскими работниками. Советую проявить сдержанность в общении, поскольку от сотрудников банка в некоторой мере также зависит окончательное решение вашего вопроса, в том числе и сроки рассмотрения. В некоторых случаях они сами вам могут подсказать как правильно оформить документы или правильно составить объяснения по спорной операции.
  • Угрозы жалобами. Нет никакого смысла угрожать написанием жалобы в ЦБ или головное отделение банка. Вообще жалобу в ЦБ следует подавать только в том случае, когда банк вам окончательно отказал.
  • Угрозы обращением в суд или прокуратуру. Не стоит раньше времени говорить о намерении взыскать с банка ущерб в судебном порядке. Угрозами банкиров не испугаешь, а вот возможность диалога сведёте к нулю.
  • Неполный комплект документов, замена документов письменными пояснениями. Документы надо представлять все и в той форме, в какой требует банк. К сожалению, банк вряд ли устроят ваши устные договоренности с контрагентом по спорной операции. Банк рассматривает только письменные документы.
  • Неясные и запутанные пояснения. Ваши объяснения должны быть достаточно подробными, последовательными и аргументированными.

Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

Как отразится на деятельности оконных компаний контроль переводов по пластиковым картам налоговыми органами с 1 июля 2018 года. Подробности в материале ОКНА МЕДИА.

Контроль переводов по пластиковым картам – расплата близка

Банковские пластиковые карты прочно вошли в жизнь россиян, ими пользуются более 80% населения. Многие оконные компании также используют банковские карты физлиц для ведения бизнеса – это быстро, удобно и безопасно.

В интернете активно обсуждается информация, что с 1 июля 2018 года налоговой инспекцией будут отслеживаться все поступления на банковские карты граждан РФ. Банки обяжут передавать в налоговые органы все перемещения финансовых средств по пластиковым картам россиян, как от юридических, так и от физических лиц.

Все поступающие средства, история происхождения которых неизвестна, ФНС будет расценивать как полученный доход и облагать 20%-ным штрафом за неуплаченный налог. Чтобы данные вычеты не производились владелец карты обязан доказать налоговой инспекции, что это не прибыль, а, поступления, не облагаемые налогом.

Особое внимание будет уделяться переводам от юридических лиц

налоговые органы вводят контроль за переводами по пластиковым картамВ настоящее время у обычного гражданина осознание то, что все финансовые движения прозрачны – слабое. А государство в связи с многолетним кризисом и снижением объема налогов в казне ищет способы их увеличение. Процесс “всеобеления” давно запущен и необратим.

Еще с 2014 по 2016 год, при постепенном изменении налогового законодательства банки обязали предоставлять ряд данных в налоговую, по ее требованию. Также, банки обязаны сами сообщать в Росфинмониторинг подозрительную информацию, к примеру, о регулярных перемещении больших сумм.

И в случае малейшего подозрения банк по распоряжению налоговой блокируют средства на банковском счету частного или юридического лица. После чего владелец счета должен доказать законность средств.

И эти меры будут распространяться все жестче, поэтому бизнес и граждане будут вынуждены “обеляться”. В перспективе десяти лет грядет, практически, полная отмена наличности, и именно она и будет обложена налогами.

Для экономического развития государства финансовая прозрачность это благо – снижение коррупции, ни теневого бизнеса, и оконный рынок не исключение.   

Оконный рынок – “теневые” переводы по банковским картам

В 2000-е годы, “золотое” время для российского оконного рынка, многие ведущие компании вели “открытую” финансовую политику, проводя 100%-но “в белую” все расчеты с партнерами и выплату заработной платы своим сотрудникам. С наступлением “тяжелых” времен для оконной отрасли большое количество компаний, особенно производителей окон, ушли с рынка, став банкротами. Оставшиеся чтобы выжить, в той или иной степени вынуждены были уйти “в тень”. 

“теневые” расчеты – попытка уйти от налоговСейчас, среди производителей окон или дилеров едва сыщешь компанию, оплачивающих налоги от прибыли или оборота, полностью “белые” зарплаты и налоги с них.

А многие дилеры ведут бизнес, расплачиваясь за окна картами физлица, и, иногда, это миллионные транши по золотым картам, а иногда – кэш.

Этот двадцатилетний этап показал, что оконный бизнес способен платить налоги, но только тогда, когда есть, что самим есть.

Каким оконщикам на Руси жить хорошо

С процессом “обеления” ситуация на оконном рынке существенно поменяется – часть производителей окон и, в основном, это крупные компании, присоединится к лагерю “белых” и будет полностью выплачивать все причитаемые налоги.

Их цены на окна непременно вырастут, но не на столько что бы стать неконкурентоспособными. У крупных оконных компаний в запасе имеется колоссальная разница цен на закупку оконных комплектующих, которая в среднем составляет 20%.

А у особо продвинутых оконщиков – автоматизированное оборудование и “обеление” зарплат этой части процесса им не страшно.

Вторая группа производителей и, скорее, не крупных дилеров – совсем уйдет в тень и будет вести расчеты с помощью кэша. 

многие компании перешли на расчеты “черным” наломОни смогут сохранить уровень цен, а может и понизить стоимость. Но, в перспективе, это неверный путь. Налоговая система идет к полной прозрачности и, вскоре, не составит труда сопоставить уровень дохода и расходов каждого гражданина. 

Оконному рынку вредный кэш

Использования кэша на рынке окон уже сейчас приносит вред производителем окон. Система “черной” бухгалтерии особенно развита в среде дилерских компаний.

Закупая большие объемы окон у производителей за наличный расчет экономя на всех налогах, реализуя продукцию также за наличный расчет, дилеры получают преимущества в виде низкой цены – по низким ценам окна и продают. Доход на одном окне составляет 150-300 рублей (около 2%).

Производитель окон вначале рад такому дилеру – есть объемы, легкий сбыт, наличные деньги выручают. Проходит несколько месяцев, объёмы дилера вырастают, и он находит более выгодного поставщика окон. При высокой конкуренции и упавшем спросе это несложно. 

“легкие” деньги – путь к разорениюПроизводитель окон мгновенно теряет объемы и нал, которым, также, привык рассчитываться за комплектующие. Это может привести к разорению компаний и таких случаев десятки. 

Прозрачность финансовой деятельности – неизбежная перспектива

Для развития экономики страны, повышения пенсий и социальных выплат, поддержки бизнеса необходима собираемость налогов. Система налогообложения будет охватывать все большие виды деятельности населения, пока еще не охваченной налогами.

Будут созданы механизмы отслеживания расчетов по картам, и “черных” схем оплат наличными средствами. Компаниям на рынке окон, если они собираются и дальше продолжать бизнес, необходимо готовиться к тому, что их деятельность будет становиться “прозрачнее” как стекло.

В противном случае, можно будет потерять не только то, что удавалось заработать, уходя от налогов, но и сам бизнес и даже свободу.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Компания ЛЗСК Оконные системы проходит процедуру банкротства

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

: 23 сентября 2011, 19:08

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г.

N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”) банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок.

При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности.

В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Перечень операций, подлежащих обязательному контролю

— Операции на сумму 600 000 рублей (или эквивалента иностранной валюты), в том числе и однотипные операции на меньшие суммы по одному основанию (суммирование этих операций не должно превысить 600 000 рублей);

Рассмотрим подробнее, в каких случаях банковские и валютные операции подпадают под обязательный контроль:

— Операции, конечной целью которых является получение физическими лицами со своих счетов крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте при условии поступления этих средств от юридических лиц.

При этом основания для переводов в пользу физических лиц от одного или нескольких юридических лиц могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.;

— Операции, при которых поступление средств на счет и получение наличных со счета осуществляется в один операционный день;

— Наличие в повторяющихся однотипных сделках одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;

— Значительные объемы наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);

— Закрытие счетов (вкладов) по получению наличных денежных средств со счета (вклада);

— Закрытие счетов (вкладов) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам) после них.

Внутренними инструкциям ЦБ РФ разработаны типичные примеры совершения операций, подлежащих обязательному контролю:

1. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты на сумму 21000 долл. США за наличные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю по коду.

2. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки наличной иностранной валюты 21000 долл. США за рубли в безналичной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

3. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу снятия со счета в долларах открытого в банке наличных 19000 ЕВРО. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 35.40 руб. за 1 ЕВРО, рублевый эквивалент покупаемых ЕВРО составит 672600 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

4. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за рубли или иностранную валюту в наличной форме. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

5. Физическое лицо обратилось в банк по вопросу покупки дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, на сумму 21000 долл. США за безналичные рубли. При объявленном на дату проведения операции курсе Банка России 28.73 руб. за 1 долл. США, рублевый эквивалент составит 603330 руб., и, следовательно, операция подлежит обязательному контролю.

6. Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом.

Операция подлежит обязательному контролю, если сумма продаваемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;

— продажу физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;

— продажу физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) за наличные или безналичные рубли;

— продажу физическим лицом поврежденных денежных знаков одного иностранного государства (группы иностранных государств) за неповрежденные денежные знаки другого иностранного государства (группы государств).

7. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, и представляющие по своему характеру:

— продажу физическому лицу за наличный расчет:

— акций,

— облигаций,

— векселей,

— сберегательных сертификатов,

— иных ценных бумаг, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

К операциям, подлежащим обязательному контролю относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышающей ее, рассчитанной по курсу Банка России на дату проведения операции, и представляющие по своему характеру:

— обмен банкнот крупного достоинства на банкноты мелкого достоинства или наоборот – банкнот мелкого достоинства на банкноты крупного достоинства – в одной и той же валюте;

— замену неплатежных денежных знаков иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.

По каким ещё основаниям банк может сообщить о финансовых операциях клиента в органы финмониторинга?

— немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

— пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

— операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

— наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

— необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

— зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

— дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

— невозможность установления контрагентов клиента;

— открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и(или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

— зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

— перевод денежных средств со счета клиента на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа “перевод собственных средств”;

— нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

— регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Выводы

Таким образом, нами приведен полный перечень оснований, по которым физическое лицо может попасть в поле зрения финмониторинга и, как следствие, налоговых органов.

Лимит однотипных операций (независимо от суммы каждой отдельной операции) – 600 000 рублей (или эквивалент в валюте). Сроков, в течение которых может быть превышен этот лимит, Закон не устанавливает.

Назначение платежа – любое, не входящее в перечень. Выбор банка – не имеет значения.

Разумно обзавестись счетами в ряде кредитных организаций с тем, чтобы по каждому из них проводилось минимальное количество однотипных операций. Полезным также является открытие «пластикового» счета за рубежом.

Пользоваться «зарубежной» картой можно и в России.

Назначение платежа – любое, не входящее в перечень (например – «на лечение», «на оплату обучения», иногда допустимо (если перевод от физического лица) «возврат долга» и т.п.)

Однако доля риска всё равно остается. Самым разумным является легализация своей деятельности. Например, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы» (налог равен 6% от выручки).

Рекомендуем также почитать http://www.dostatok.ru/inv_tools/bank/bank4.html (статья хоть и «старая», но хорошо ориентирует в этом вопросе).

Бухгалтерская компания «Такскон»

Остались вопросы по контролю денежных переводов? Отправьте их экспертам Taxcon.ru через форму обратной связи, размещенную ниже.

Ссылки по теме:

Компания завела «электронный кошелек»

Оборот электронных денег урегулирован

Темы: электронные деньги цб финмониторинг

Четыре вопроса об ужесточении контроля за денежными операциями

Контроль денежных переводов – последствия для оконных компаний

В Думу внесен проект закона, ужесточающего контроль за денежными операциями, в том числе почтовыми переводами и привязанными к мобильным телефонам счетами. Что это значит для потребителей и рынка финансовых услуг?

В Госдуму 8 ноября внесен законопроект, расширяющий перечень денежных операций, контролируемых российской финансовой разведкой в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Согласно документу почтовые переводы свыше 100 тыс. руб., а также денежные операции за счет средств абонента, внесенных за услуги телефонной связи, объемом свыше 50 тыс. руб.

(либо эквивалентные суммы в валюте) будут подлежать обязательному контролю со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), за исключением случаев непосредственной оплаты услуг связи.

Кроме того, обязательному контролю подлежит передача клиенту денежных средств свыше 600 тыс. руб., если деньги переводятся в счет исполнения обязательств третьего лица.

Авторы этих поправок к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты нижней палаты Игорь Дивинский, Олег Николаев, а также сенатор Николай Журавлев.

Что это означает для обычных потребителей?

«И операторы [связи], и «Почта России» в соответствии с законом о противодействии легализации капиталов, полученных преступных путем, являются субъектами, которые обязаны предоставлять информацию об операциях, которые превышают определенный уровень», — сказал Анатолий Аксаков.

Сейчас для перечисленных в законопроекте видов операций эти уровни не установлены.

«В этом законопроекте четко прописывается, какие операции подлежат обязательному контролю, и, соответственно, определяется уровень, с которого этот контроль осуществляется, и информация предоставляется в службу финансового мониторинга», — указал глава парламентского комитета по финансовому рынку.

«Для людей это [реализация законопроекта] ничего не означает, они вообще не заметят. Это касается только организаций. Можно сказать, что это статистическая информация, которая будет предоставляться дополнительно», — объяснил Аксаков.

Зачем понадобился дополнительный контроль?

«Почтовые переводы и операции с помощью мобильных операторов давно уже привлекают внимание.

Это серая зона, она малоконтролируемая», — заявил сопредседатель комитета по вопросам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма Ассоциации российских банков Алексей Тимошкин.

Контроль со стороны Росфинмониторинга не означает, что операции сверх определенной денежной суммы сразу будут считаться отмыванием, добавил Тимошкин. «Это индикаторы мощности финансовых потоков», — отметил он.

В рамках обязательного контроля операторы платежей — банки, брокеры, сотовые компании и т.п. — обязаны предоставлять в Росфинмониторинг информацию о всех операциях на сумму свыше определенных порогов.

Провайдеры фиксированной или беспроводной связи будут обязаны следить за операциями абонентов на сумму от 50 тыс. руб.

с использованием денежных средств на их телефонном счете, но лишь если это не оплата услуг связи, а, например, операции по переводу средств другим абонентам или иным третьим лицам.

«Почта России» осуществляет почтовые переводы в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма).

При совершении почтового перевода денежных средств независимо от суммы в обязательном порядке производится полная идентификация клиентов, а также осуществляется выявление операций подлежащих, обязательному контролю», — сообщил заместитель генерального директора «Почты России» по финансовому бизнесу Владимир Салахутдинов.

В 2017 году «Почта России» осуществила денежные переводы и доставку пенсий на общую сумму 3,2 трлн руб. (более подробную информацию ФГУП не предоставило).

Есть ли в законе позитивные положения для субъектов финмониторинга?

Авторы законопроекта предлагают установить дифференцированный подход к представлению организациями сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (ОПОК). То есть для каждой организации будет определен свой вид ОПОК, информацию по которым она обязана передавать в Росфинмониторинг.

«Благодаря этому сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора», — отмечается в пояснительной записке к документу. «Теперь банки будут отвечать за банковские операции, лизинговые компании — за лизинговые операции, страховые организации — за страховые и прочее.

Теперь направление этих сообщений будет идти непосредственно в Росфинмониторинг, а не через Банк России», — пояснил Тимошкин.

Кроме того, все ОПОК будут разделены на операции и сделки. За счет этого снизится нагрузка для организаций банковского сектора — банкам не нужно будет запрашивать документы по сделкам, следует из проекта закона.

Какие денежные операции контролируются сейчас

Согласно закону о противодействии легализации преступных доходов операции с денежными средствами или иным имуществом (например, покупка или продажа валюты физическим лицом, размещение наличных средств на депозите третьих лиц, купля-продажа драгоценных металлов и т.д.) подлежат обязательному контролю, если сумма операции равна или превышает 600 тыс. руб. и если она подпадает под определенные критерии.

Внесенный 8 ноября законопроект предлагает исключить ряд критериев, а именно обязательному контролю перестают подлежать операции по обмену юрлицами и физлицами банкнот одного достоинства на банкноты другого, операции по анонимным счетам, переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Для снижения регуляторной нагрузки на банки и другие финансовые организации авторы закона предлагают освободить их от обязанности представлять сведения об операциях нескольких типов НКО, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений. Речь идет об органах государственной власти, госкорпорациях, госкомпаниях, а также товариществах собственников жилья, садоводческих некоммерческих объединениях граждан.

НКО, которые не попали под исключения, будут обязательно контролироваться при операциях свыше 100 тыс. руб., следует из законопроекта.

«Принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов», — полагают авторы инициативы.

Кроме того, реализация предложенных мер приведет перечень ОПОК «в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»​, следует из пояснительной записки к документу.

Все ли прорехи в борьбе с отмыванием устраняет законопроект?

Действующее антиотмывочное законодательство не охватывает все инструменты и сервисы для совершения денежных операций. В частности, область электронных денег — электронные кошельки, сервисы электронных платежей по типу «Яндекс.Деньги» и т.п. — не подпадает под закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, отмечает Алексей Тимошкин.

Кроме того, зона криптовалют и краудфандинговые платформы по-прежнему в тени, указал он. По его словам, это несет потенциальные риски. «Но у нас, как я понимаю, объемы средств не настолько большие, и законодатель идет именно по тем зонам, которые сейчас вызывают проблемы», — говорит эксперт.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.