Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Содержание

Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки

Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.

Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».

Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.

Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.

Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.

Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.

Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.

Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.

Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.

Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.

Госзаказ: потеряли больше, чем сэкономили

Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Итоги года и планы на будущее в сфере госзаказа обсуждали на прошлой неделе в Москве на форуме «Госзаказ – за честные закупки». Важность темы, как говорят в таких случаях, трудно переоценить: только за 2016 год в рамках госзаказа было распределено 32 трлн рублей. Это ровно в два раза больше всей расходной части бюджета РФ за прошлый год.

За прошлый год экономия по закупкам составила 419 млрд рублей (в 2015 году было 376 млрд), начальная цена снижалась в среднем на 8,2%. Однако это касается только закупок, проведенных по 44-ФЗ.

Смысл процедур госзаказа – в экономии. За прошлый год экономия по закупкам составила 419 млрд рублей (в 2015 году было 376 млрд), начальная цена снижалась в среднем на 8,2%. Такие данные подготовило Минэкономразвития к началу форума.

Однако эти радужные цифры касаются только закупок, проведенных по 44-ФЗ. Есть еще 223-ФЗ, по которому товары и услуги закупают госкомпании, естественные монополии и ряд других категорий поставщиков. Объем их закупок почти в пять раз больше, а экономии никакой.

На сегодня Минэкономразвития подсчитало лишь данные лишь за первое полугодие 2016 года, согласно которым по 223-ФЗ было размещено заказов на 8,7 трлн рублей, а подписано контрактов на 9,6 трлн.

При этом более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе, то есть у единственного поставщика, что зачастую приводит к росту цены, а не ее снижению.

Тем не менее в Минэкономразвития склонны считать итоги года успешными. Благо такой повод дал Всемирный банк, пометив Россию на 11-е место в мире по качеству процедур госзаказа.

Купим больше и дороже

Но есть и еще один показатель, озвученный на форуме представителем Счетной палаты. По данным ведомства, потери от неэффективного расходования средств госзаказа привели к утрате 1 трлн рублей. Это вдвое больше объема экономии.

По 223-ФЗ было размещено заказов на 8,7 трлн рублей, а подписано контрактов на 9,6 трлн. При этом более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе, то есть у единственного поставщика, что зачастую приводит к росту цены.

Основная проблема – раздача госзаказа «своим» поставщикам. «Общее понимание в среде малого бизнеса, что торги до 2-3 млн рублей еще кое-как в большом количестве случаев конкурентны, а все, что превышает примерно 10 млн, – это предварительные договоренности и заточка закупок под своих», – пояснил первый вице-президент общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин.

Он же привел пример того, как это делается. Власти Москвы объявили конкурс на закупку луковиц тюльпанов. Заказали сразу 11 млн единиц товара, да еще и не в сезон. В итоге цена оказалась на 20-30% выше, чем по аналогичным закупкам в других регионах, где луковицы закупались меньшими партиями. «Потери бюджета города Москвы – примерно 30 млн рублей», – сделал вывод Владислав Корочкин.

Пожаловался на укрупнение лотов и заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В качестве примера он привел закупки услуг по ремонту дорог сразу по целым областям.

Чиновник также обратил внимание на излишние подробности в описании предмета закупки, которые отсекают нежелательных претендентов.

«Зачем, например, нужно спрашивать содержание углерода в пластике к блоку питания принтера? Непонятно, но такое встречается довольно часто», – привел еще один пример Рачик Петросян.

Хватает и грубых нарушений, которые квалифицируются уголовным кодексом. «Дороги, социальное жилье, различные закупки по благоустройству, закупки на культурные мероприятия… Достаточно вспомнить любой регион – там обязательно по этим направлениям были уголовные дела», – рассказал глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Подумаем еще

Неудивительно, что в этой связи обсуждается целый ряд шагов по реформированию системы госзаказа. Более того – многие поправки уже внесены в Госдуму, но легли там мертвым грузом. Например, уже давно обсуждается перевод всех госзакупок по 44-ФЗ и целого ряда категорий закупок по 223-ФЗ в электронную форму. Есть мнение, что это поможет устранить часть злоупотреблений.

«У нас, к сожалению, в законе сейчас нет прямо прописанных оснований для одностороннего расторжения. Недобросовестные заказчики расторгают контракт: просто не понравилось, кто выиграл, раз – и расторгли в одностороннем порядке».

«Одной из ключевых проблем на госзаказе у нас является сговор, когда компании знают друг друга, знают, кто выходит участвовать, и не конкурируют между собой, – пояснил Рачик Петросян.

 – Как только мы переходим на электронную форму, мы существенно снижаем возможности для сговора, потому что электронная форма предусматривает анонимность заявок.

Слишком поздно поставщики узнают друг друга, для того чтобы сговориться».

Однако, как выяснилось на форуме, долгожданная реформа может быть перенесена в очередной раз.

«Если сейчас при хорошем раскладе в весеннюю сессию, например, принимаются эти поправки, то ответственно должен заявить: с 1 января 2018 года не то что система, наши уважаемые пользователи и мы будем не готовы к масштабному внедрению», – сделал внезапное заявление глава Федерального казначейства Роман Артюхин.

Именно Федеральное казначейство отвечает за функционирование Единой информационной системы госзаказа. И, как показывает практика, каждое нововведение приводит к техническим сбоям в системе. Например, в начале этого года многие заказчики жаловались на трудности при размещении конкурсной документации.

«Просьба все-таки с 1 января 2019 года», – сказал Роман Артюхин и нашел поддержку среди других участников форума.

«Наверное, лучше систему настроить, чем то, что получилось с Росреестром», – сказал Кирилл Кабанов, имея в виду сайт Росреестра, который также благополучно «лег» в начале 2017 года после ряда законодательных нововведений.

«Лучше доделать все, а потом запускать, – присоединился депутат Госдумы, член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Антон Гетта. – Причем еще успев в тестовом режиме поработать. Это гораздо лучше будет, чем запустить систему, которая приведет к сбоям в работе».

Еще один законопроект, который лежит в Госдуме, дает перечень оснований для одностороннего расторжения контракта. «У нас, к сожалению, в законе сейчас нет прямо прописанных оснований для одностороннего расторжения, – пояснил Рачик Петросян.

 – И мы иногда действительно сталкивались с тем, что недобросовестные заказчики как им бог на душу положит расторгают контракт: просто не понравилось, кто выиграл, раз – и расторгли в одностороннем порядке. Пока идет суд, компания разорится».

Наконец, многие поставщики жалуются на то, что заказчики не расплачиваются по контрактам вовремя. Еще одна внесенная инициатива устанавливает жесткий срок – 30 дней. Как стало известно на форуме, для малого и среднего бизнеса этот срок планируется сократить до 15 рабочих дней.

Роботы закупят

Еще целый ряд инициатив могут быть внесены в ближайшее время. Так, например, свои предложения готовит ОНФ. «Мы уже собрали по регионам предложения по совершенствованию законодательства государственной контрактной системы, – рассказал Антон Гетта.

 – Все они уже соединены в единый документ, получилось больше чем на 300 страниц, это более 500 инициатив.

Мы постараемся понять перспективу каждой нормы и после сформировать план законодательных инициатив, которые мы будем принимать в последующих сессиях работы Госдумы».

«У нас на сегодняшний день практически за неисполнение контракта, кроме штрафных санкций, которые тоже не всегда, к сожалению, применяются, никакой ответственности нет», – посетовал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Свои предложения есть у Счетной палаты. «У нас на сегодняшний день практически за неисполнение контракта, кроме штрафных санкций, которые тоже не всегда, к сожалению, применяются, никакой ответственности нет», – посетовал аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Есть еще Реестр недобросовестных поставщиков, но, по мнению Максима Рохмистрова, этот инструмент работает неэффективно. Аудитор предложил включать в реестр не только наименование компании, но и имена ее директора и бенефициара, «чтобы он, закрыв одну компанию, не вышел на рынок с другим названием.

И сделать обязательным правило недопуска таких компаний на рынок государственных закупок», – добавил Максим Рохмистров.

Но, как выяснилось в ходе обсуждения, реестр – это палка о двух концах.

«У нас есть жалобы, когда компании не по своей вине, а часто по вине заказчика – он менял условия конкурса и не предоставлял вовремя какие-то свои документы – по причине того, что раздражает его этот поставщик, он его отправляет в реестр недобросовестных поставщиков, – привел пример президент “ОПОРЫ России” Александр Калинин. – У нас есть несколько таких жалоб. И вот здесь, нам кажется, нужно прописать, кто и на каких условиях может поместить компанию в Реестр недобросовестных поставщиков».

В Минэкономразвития обсуждается инициатива о реформировании планирования закупок. Сейчас заказчики вынуждены ежегодно готовить два документа: план закупок и план-график.

«Обсуждается вопрос того, чтобы объединить эти два понятия в одно и делать план-график на год и план закупок на планируемый период – на второй и третий год», – заявил заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Дмитрий Готовцев.

«Трехлетний план закупок в том виде, который он на сегодняшний день есть, не позволяет потенциальным поставщикам информацию получить, – пояснил он. – Заказчик напишет, например: я буду закупать какую-то мебель. А какую мебель: столы, стулья или что-то еще – из плана закупок не видно, это видно только из плана-графика».

Но и здесь нашлась альтернативная точка зрения. «Вместо плана-графика мы предлагаем ввести каталог потребностей», – заявил генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер. В Татарстане такой каталог уже создан.

Он включает описание различной продукции, которую потребляют те или иные госучреждения. «Детский садик на Сахалине и детский садик в Татарстане и Калининграде одно и то же покупают», – привел пример Яков Геллер.

Поставщики сертифицируют свою продукцию под требования каталога и дальше просто соревнуются друг с другом в ценах.

Наконец, в Контрольном управлении президента РФ думают о смарт-контрактах.

«Если мы говорим, что дорога должна иметь 12 лет гарантийного срока, то в этом контракте эти цифры будут прописаны автоматически, нельзя будет торговаться под другие показатели», – привел пример заместитель начальника контрольного управления Валентин Летуновский. В автоматический режим можно перевести практически все алгоритмы госзаказа: размещение, определение поставщика, расчеты с ним, а также функции контроля.

Лимит на перемены

Как выяснилось, проблемы госзаказа заключены не только в самом законодательстве, но и в том, как оно реформируется.

«За те годы, что действует 44-ФЗ, это с 2013 по 2016 годы, принято 35 изменений в федеральное законодательство, 190 подзаконных актов, из которых на сегодняшний день действует более 100, – привел пример Максим Рохмистров. – То есть мы фактически каждые две недели что-то меняем».

Но аудитор Счетной палаты нашел выход и из этой ситуации. «Мы вышли с инициативой с тем, чтобы распространить на внесение изменений в контрактную систему правил, аналогичных действующим в Налоговом кодексе, – сказал он.

 – Чтобы все изменения готовились пакетно и начинали вступать в силу не немедленно, как это сейчас происходит, а со следующего финансового года.

Это будет удобно и тем, кто работает со стороны заказчика, и, наверное, подрядчикам тоже».

Как пользоваться специальным счетом при работе с закупками

Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Для того, чтобы разобраться, как работать и пользоваться спецсчетом, достаточно иметь общее представление о трех вещах, напрямую связанных с этим вопросом:

  1. Для чего спецсчет предназначается в государственных закупках.
  2. Каким образом он задействуется в самой процедуре проведения торгов.
  3. Как пользоваться спецсчетом на практике, сидя непосредственно за компьютером.

Давайте быстро пройдемся по каждому из этих трех пунктов и освежим данную информацию в памяти, тем более, что не так давно были опять приняты новые поправки в 44-ФЗ о госзаказах.

Назначение спецсчетов

Напомним, что участие в государственном тендере можно разделить на два этапа: сначала обеспечение заявки, а затем обеспечение госконтракта.

Необходимо понимать, что специальный счет нужен для обеспечения только первого этапа – заявки. Для второго этапа – контракта специальный счет не применяется, вместо этого поставщик либо перечисляет деньги на счет заказчика, либо использует банковскую гарантию.

Зачем придумали эти два этапа

Первый этап заказчику нужен для того, чтобы у победителя торгов было меньше желания отказаться от дальнейшего заключения госконтракта. Ведь, если он откажется от подписания, заблокированное обеспечение уйдет в пользу заказчика. Это станет компенсацией за потраченное им в пустую время.

Второй этап необходим заказчику, чтобы поставщик-победитель выполнил условия по уже подписанному контракту. В противном случае он также потеряет свое обеспечение контракта. В контексте данной статьи этот этап нас не интересует.

Кто должен использовать спецсчет

1 июля 2019 года опять состоялось очередное изменение законодательства о госзаказах. Однако по существу правила, согласно которым заказчики устанавливают требования к обеспечению заявок, подаваемых поставщиками, практически не поменялись.

Что касается 44-ФЗ, то здесь заказчики по-прежнему ориентируются на два параметра:

  1. Суммы тендера (НМЦК). Согласно обновлённому 44-ФЗ заказчики все также должны устанавливать обеспечение на заявки для торгов с НМЦК от 1 миллиона рублей. Осталось у заказчиков и право (не обязанность) потребовать обеспечение, если НМЦК составляет менее 1 миллиона рублей. Как раз по этому поводу, у экспертов были горячие споры, но большинство придерживаются мнения, что тут все осталось как было и ранее.
  2. Возможного диапазона размера обеспечения заявки. Новые уточнения коснулись как раз этого. Теперь, если сумма НМЦК составляет от 0 до 20 миллионов рублей, то размер обеспечения должен четко вписываться в коридор от 0,5% до 1% от НМЦК. Таким образом, теперь данное правило подходит для большинства случаев.

Для 223-ФЗ пока все осталось как было. Т.е. спецсчет понадобится при участии в торгах только от 5 миллионов рублей.

Подробнее о том, кому нужен спецсчет читайте в подготовленном нами материале.

Схема применения спецсчета в торгах

На наш взгляд, механизм спецсчетов логично вписывается в схему проведения аукционов и конкурсов. Сложного тут ничего нет, нужно только уловить смысл. Предлагаем коротко описать процедуру. Для этого начнем с самого начала по порядку:

  1. Заказчик опубликовывает тендер на одной из электронных торговых площадок, для которого помимо прочих настроек устанавливает: обеспечение заявки (при необходимости), а также срок окончания приема заявок.
  2. Поставщик находит этот тендер и решает принять в нем участие. Для этого у него должен быть рабочий специальный счет. Тут есть интересный момент. Деньги заранее на него можно даже не класть. Связано это с тем, что сумма будет проверяться и блокироваться только тогда, когда наступит срок окончания приема заявок. Из-за этого поставщик может подавать заявку даже с пустым спецсчетом, главное успеть пополнить его до момента окончания их приема. Итак, поставщик подает заявку на участие, указав номер спецсчета (примеры будут далее).
  3. Наступает время окончания срока приема заявок (СПЗ) по данному тендеру. В этот момент электронная площадка посылает запрос в банк, чтобы узнать достаточно ли средств на спецсчете. В течение часа банк производит блокировку необходимой суммы и возвращает площадке положительный ответ. В противном случае, если средств будет недостаточно, банк отправит отрицательный ответ.
  4. Торговая площадка получает ответ от банка. Если все прошло успешно, т.е. средства заблокировались, то поставщик допускается до участия в торгах, иначе его заявка будет автоматически отозвана. В случае его победы, после подписания контракта деньги на спецсчете разморозятся и в следующих торгах их можно будет использовать повторно. Комиссия за победу (1% от стоимости контракта, но не больше 2 000 рублей) также спишется со спецсчета. Если выиграть не удастся, то банк снимет блокировку еще быстрее – в течение 1 рабочего дня. Если поставщик победит, но уклонится от подписания госконтракта, деньги уйдут заказчику.

Что должно быть перед началом работы

Перед тем, как приступить к работе со специальным счетом поставщику сперва нужно не мало потрудиться. У него уже должны быть:

  • изготовленная электронно-цифровая подпись (ЭЦП);
  • настроенное на компьютере программное обеспечение для ЭЦП;
  • аккредитация в единой информационной системе (ЕИС);
  • непосредственно сам спецсчет, оформленный в одном из утвержденных банков.

Обратите внимание, что специальным счетом можно будет начать пользоваться без ограничений только после того, как банк отправит информацию о его создании во все электронные торговые площадки для госзакупок. Но отметим, что происходит это не сразу. Как правило, клиенту требуется подождать около одного рабочего дня, пока он станет доступен на всех ЭТП. Однако это может занять и более продолжительное время.

Коротко о настройке рабочего места

Напоминаем, что для корректной работы необходимо правильно настроенное ПО для электронной подписи:

  • Во-первых, необходимо пользоваться только браузером Internet Explorer 8 версии и выше. Пожалуйста, не путайте его с Microsoft Edge, который используется в качестве встроенного обозревателя интернета на Windows 10.
  • Во-вторых, нужно установить для Internet Explorer плагин, который позволит ему взаимодействовать с ЭЦП.
  • В-третьих, нужно добавить домены сайтов ЕИС и ЭЦП (на которых вы планируете работать) в список доверенных источников в настройках того же Internet Explorer.

Если у вас не получается что-то настроить – не переживайте. Уточняйте все технические моменты в службе поддержки изготовителя ЭЦП. Они пошагово проконсультируют вас по телефону, так как у них есть большой опыт в помощи своим клиентам.

Где искать тендеры и участвовать в торгах

Итак, после того, как вышеперечисленные действия выполнены, можно переходить к работе. Для поиска и участия в торгах в распоряжении поставщика находятся 8 утвержденных правительством РФ электронных-торговых площадок:

  • ЕЭТП.
  • РТС-Тендер.
  • Сбербанк-АСТ.
  • ЭТС (Национальная электронная площадка).
  • РАД (Российский аукционный дом).
  • ЭТП ГПБ.
  • АГЗРТ.
  • ТЭК-Торг.

Бесплатно отслеживать появление новых закупок по каждой ЭТП можно сразу в одном месте – на портале Единой информационной системы. Для этого даже не понадобится в личный кабинет.

ЕИС регистрирует и хранит историю по всем госзаказам, поступающих со всех ЭТП.

Каждому тендеру присваивается уникальный номер, по которому его далее можно легко найти на той площадке, где он был опубликован и, при желании, уже на ней принять в нем участие.

Для более полного и точного отбора тендеров, профессиональными сотрудниками по госзаказам не редко применяются платные программы по поиску торгов. Например, это могут быть: СТАР, СБИС, Контур или другие.

Используем спецсчет для обеспечения

Теперь посмотрим, как проходит работа со спецсчетом для 44-ФЗ и 223-ФЗ непосредственно перед монитором компьютера. Начнем с поиска тендера на ЕИС. Заходим на главную страницу, выбираем раздел «Закупки». Вводим ключевое слово, например, «молоко». Ищем подходящий госзаказ и открываем по нему подробную информацию:

Обращаем внимание, что закупка проводится на Росэлторг (ЕЭТП). Затем пролистываем ниже и видим, что у закупки установлено обеспечение:

Открываем сайт «АО ЕЭТП», осуществляем вход в личный кабинет (мы делаем это через сайт Госуслуг). Откроется личный кабинет. В расширенном поиске уберем галочку «Мои заявки». Далее в строку «Быстрый поиск» вводим номер найденной закупки из ЕИС. Система нашла необходимый тендер:

Нажимаем справа на кнопку «Подать заявку на участие». Появляется подробная информация по аукциону. Видим, в разделе «Обеспечение» подраздел с названием «Специальный счет».

Остается выбрать из списка банк, при помощи которого вы хотите внести обеспечение. После этого в поле «Номер счета» автоматически подгрузятся номера всех спецсчетов, оформленных поставщиком в данном банке.

В нашем списке он один – выбираем.

Далее прикрепляем необходимые для заказчика документы и в самом конце нажимаем кнопку «Подписать и направить заявку».

Проверяем еще раз указанные сведения и опять жмем «Подписать и направить». Наша операционная система предлагает выбрать ЭЦП.

Собственно, вот заявка и подана. Важно не забыть пополнить спецсчет на необходимую сумму, если этого еще не сделано. Остается дождаться завершения срока приема заявок. Тогда деньги на спецсчете заблокируются и это позволит поставщику поучаствовать в тендере.

Как видно из нашей статьи, пользоваться спецсчетом не трудно. Заметим только, что тут приведен пример по подаче заявки через одну площадку – «ЕЭТП» (Росэлторг). Однако тот же принцип и те же похожие для взаимодействия интерфейсы действуют и на 7 остальных ЭТП.

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры.

Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить.

Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2020 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2020 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2020 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию.

Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки.

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются.

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2020 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Эти советы помогут увеличить шансы на победу в торгах: как правильно работать с госзаказами | Rusbase

Как работать с госзаказами и не разориться: 4 практических совета (часть 2)

Работа с госзакупками для многих малых и средних компаний – очень важное направление бизнеса. Однако при взаимодействии с государством предприниматель может столкнуться с рядом проблем. Одна из ключевых – несоответствие закупки требованиям законодательства.

Ошибки в документации может совершить как заказчик, так и участник конкурса, но ответственность чаще всего ложится именно на исполнителя.

Дмитрий Абрамов, руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам «МегаФона», рассказывает, как малому бизнесу овладеть языком и критериями государственных контрактов.

Эти советы помогут увеличить шансы на победу в торгах: как правильно работать с госзаказами Дмитрий Абрамов

Если для профессионального юриста работа с госзаказом – обыденное дело, то для бизнеса, у которого в штате нет такого специалиста, это очень трудоемкий процесс. Нужно проанализировать значительное количество документации, проверить саму процедуру проведения закупки.

А еще нужно просчитать рентабельность и оформить заявку по всем правилам законодательства.

Внимательно составить собственные документы недостаточно, надо обязательно проверить соответствие условий закупки закону.

Основываясь на многолетнем опыте, мы определили основные критерии, на которые необходимо обращать внимание при работе с любой государственной закупкой, вне зависимости от ее предмета и процедуры. Наши рекомендации помогут избежать ошибок уже на первом этапе работы с ней и повысить шансы на победу в торгах.

1. Проверьте, верно ли заказчик выбрал способ закупки

Закон устанавливает порядок определения способа закупки в каждом конкретном случае. Существует четыре конкурентных способа проведения закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок
  • Запрос предложений

Но есть важное ограничение – существует перечень товаров и услуг, для которых подходит только вариант электронного аукциона. В первую очередь, заказчик должен внимательно проверить наличие предмета закупки в этом списке.

В нашей практике были случаи, когда заказчики выбирали неправильный способ закупки. Это может помешать компании участвовать в конкурсе, ведь далеко не все организации могут соответствовать требованиям открытого конкурса, или значительно снизить шансы на победу.

Поэтому важно выявить такие несоответствия закону с самого начала.

2. Обращайте внимание на способ обеспечения исполнения контракта

У подрядчика есть право самостоятельно выбрать подходящий способ обеспечения (денежная гарантия исполнения заказа). Но бывает и так, что заказчик сам устанавливает определенный способ, которым участник торгов не может воспользоваться по той или иной причине: например, не хватает ресурсов.

Это может стать препятствием как для участия в закупке, так и для заключения контракта. В таком случае существует риск попасть в Реестр недобросовестных поставщиков на два года, а это крайне негативно скажется на всей деятельности компании в будущем.

3. Цена контракта должна быть верно обозначена

Начальная максимальная цена контракта должна быть обоснована требованиями законодательства и соответствовать экономическим реалиям.

Неправильно определив цену закупки, заказчик нарушает принцип эффективного использования бюджетных средств.

С другой стороны, это также может помешать участнику качественно выполнить свои обязательства – себестоимость может значительно превысить первоначальный бюджет. И, наоборот, занижая цену, заказчик ограничивает круг потенциальных участников и отсекает возможность участия мелких игроков.

4. Указывайте в контракте сроки возврата денежного обеспечения

Как уже отмечалось выше, при заключении контракта подрядчик может обеспечить исполнение определенной денежной суммой. После выполнения всех обязательств заказчик должен вернуть эти средства в полном объеме.

Ловушка может скрываться в том, что закон не устанавливает сроки возврата.

Обращайте на это внимание, и указывайте дату в контракте, если не хотите ждать своих денег нескольких месяцев или даже лет.

5. Срок действия госконтракта должен быть четко прописан

Срок действия контракта, а он не всегда совпадает со сроком оказания услуг, должен быть четко прописан. Действие банковских гарантий строго регламентируется законом – они напрямую зависят от сроков действия контракта.

Допустив ошибку на этом этапе, вы рискуете ограничить себя в выборе способа обеспечения договора, и его придется вносить «живыми» деньгами, в то время как «замороженные» средства на вашем счете вы все еще можете использовать.

Как быть бизнесу?

Что же делать малому и среднему бизнесу, начинающему работу с государственными контрактами? Есть несколько вариантов.

  • Первый: у вас нет бюджета, и вам необходимо самому стать специалистом в юридическом анализе государственных закупок. Это отнимет массу времени, но не снимет риск полностью, ведь без опыта можно упустить мелкие, но важные детали.
  • Второй: выделить дополнительный бюджет на штатного юриста или привлечение стороннего консультанта. Качественные специалисты высокого уровня востребованы на рынке и стоят дорого, но проблема с анализом документации с госзаказом отпадет раз и навсегда.

Помните, что перечисленные выше критерии еще далеко не все – качественный правовой анализ может включать в себя еще большее количество параметров, и в любом случае малому бизнесу будет трудно избежать значительных издержек.

На помощь могут прийти технологии. Сегодня все большую востребованность на рынке приобретает LegalTech – IT-решения, которые автоматизируют юридические процессы.

Например, благодаря опыту, накопленному нашими юристами за годы работы с государственными заказами, мы разработали для внешнего рынка такую услугу: выделили более 20 ключевых параметров анализа документации, которые позволяют оценить соответствие закупки законодательству. В случае если документация закупки не соответствует закону, мы предоставляем готовый проект жалобы в ФАС.

Выбор остается за вами.

Помните о том, что трудности, связанные с заключением контрактов в сфере государственного заказа, чаще всего падают на плечи не заказчика, а исполнителя.

Важно своевременно заметить пробелы в документах. Работа с профессионалами позволит вам легко выйти на рынок работы с госзаказами и успешно конкурировать на нем.

Материалы по теме:

Cервис по финансированию судебных процессов Platforma: это вообще законно?

Все, что нужно знать об умных контрактах

Алексей Пелевин (Pravo.ru): Россия — в топе стран по уровню развития LegalTech

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

5 главных проблем при участии в госзакупках

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.