Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

Содержание

Довезёт автопилот: как новые технологии меняют наш мир

Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

Автомобили с автономным управлением часто встречаются в кино и в массовой культуре в целом. Но сегодня это уже не сюжет художественного произведения, а наша реальность: в последние годы в этой сфере произошел заметный прорыв.

Данные с сенсоров стали достаточно точными, чтобы автомобиль смог детально «видеть» окружающий мир, а вычислительных мощностей теперь хватает для быстрого анализа этих данных.

Современные беспилотники умеют определять своё положение в пространстве с сантиметровой точностью, быстро распознавать объекты вокруг, предсказывать их поведение в следующие секунды и планировать свой маршрут с учётом этой информации.

Возможности

Компании, работающие над технологией автономного управления, уже проехали миллионы километров в беспилотном режиме. Waymo и «Яндекс» даже осуществили пробные запуски сервисов беспилотного такси в нескольких городах. Пока при езде по городу в этих машинах всегда находится инженер, который контролирует движение.

Пока что участники этого рынка не пришли к единому мнению о том, когда же на дороги планеты смогут выйти полностью беспилотные машины.

По мнению разработчиков сервиса беспилотных автомобилей «Яндекса», уже через три‑пять лет технология может стать достаточно совершенной, чтобы её массово применяли в крупных городах.

В то же время американские разработчики считают, что не стоит ждать этого раньше 2030 года. Зато Илон Маск обещает уже в 2020‑м появление первого миллиона роботакси Tesla.

Массовое использование беспилотных грузоперевозок в ближайшее время вполне реально: езда по шоссе всё же значительно проще передвижения по сложным городским маршрутам. Так, компания UPS уже использует автономные фуры — правда, в сопровождении двух специалистов — для перевозки посылок между складами компании в пределах штата Аризона.

В перспективе беспилотники могут заменить общественный транспорт. Это самая простая задача: маршрут фиксированный, остановки известны. В нескольких городах Китая, а также в Швеции и Швейцарии беспилотные автобусы удачно прошли тестирование и уже перевозят пассажиров — наряду с традиционными видами общественного транспорта.

Важные преимущества беспилотников — экономия времени водителя (ведь вместо дороги можно сосредоточиться на более важных вещах!) и удешевление грузоперевозок. А в будущем, где останутся только такие роботизированные автомобили, это поможет эффективнее эксплуатировать дороги: ведь потоками машин можно будет управлять централизованно.

Connected cars

С каждым годом современные машины становятся всё умнее. Мы уже можем управлять некоторыми функциями автомобиля при помощи голоса, рассчитывать максимально комфортный маршрут без пробок и ремонтных работ, а также дистанционно оплачивать заправку. Для подключённых к Сети машин есть отдельный термин — connected cars.

Российское решение — «Яндекс.Авто»

В начале 2019 года в продаже появились бортовые компьютеры «Яндекс.Авто». Это полноценная система «железо + ПО» с сервисами «Яндекса» на борту, которые подключают автомобиль к интернету и налаживают обмен данными. По сути, это устройство, которые трансформирует даже недорогие машины до connected cars.

«Яндекс.Авто» существует в трёх форматах:

  • Платформа, которая ставится на штатные головные устройства на конвейере в новых автомобилях. Например, она предлагается в новых Geely Atlas, Nissan X‑Trail, Renault Kaptur Play, Toyota Camry, Nissan Qashqai. Вы можете протестировать платформу в каршеринге «Яндекс.Драйв». Умный бортовой компьютер установлен почти во всех машинах.
  • Бортовой компьютер, который покупается отдельно и подключает уже имеющийся автомобиль к интернету. На популярных моделях (Hyundai, Kia, Lada, Mitsubishi, Nissan, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen) этой системой можно заменить родной хед‑юнит. В данном случае «Яндекс.Авто» — это именно бортовой компьютер, а не надстройка вроде CarPlay или Android Auto. Он работает без смартфона и интегрируется с системами машины. Так, для общения с «Алисой» используются динамики и микрофоны автомобиля, а вызвать её можно нажатием рулевой кнопки. Актуальный список поддерживаемых транспортных средств — здесь, и он активно расширяется.
  • Проецируемое решение «Яндекс.Авто», которое выводит навигатор на смартфоне на экран головного устройства автомобиля с помощью подключения через кабель. Сейчас решение поддерживается в Renault Arkana и автомобилях JLR.

Основа бортового компьютера — 4‑ядерный чипсет Allwinner Т3 частотой 1,2 ГГц, к которому прилагается 2 Гб оперативной и 16 Гб встроенной памяти.

Бортовой компьютер поддерживает подключение по Wi‑Fi и Bluetooth, а также к 3G и 4G‑сетям через модем. Он работает с GPS и ГЛОНАСС, а также ловит FM‑радио.

Есть разъёмы AUX для подключения акустики и USB для флешек и подзарядки гаджетов. Слот для microSD‑карт позволяет увеличить объём памяти.

Навигация

Навигатор — одна из самых актуальных для водителя функций «Яндекс.Авто». Карта отображается на большом экране автомобиля, а система отслеживает пробки в реальном времени и перестраивает маршруты, чтобы вы добрались быстрее.

А ещё предупреждает о радарах и ограничениях скорости и запоминает, где припаркована машина. Выстраивать путь в навигаторе можно голосом — а значит, не нужно отвлекаться и убирать руки с руля.

Скажите: «Поехали домой!» — и навигатор сам проложит маршрут.

Голосовое управление входит в число ключевых функций «Яндекс.Авто», которую разработчики бортового компьютера предлагают использовать водителям.

Это позволяет, не отвлекаясь от дороги, задавать и изменять маршрут, переключать трек или радиостанцию, узнавать о погоде на завтра, спрашивать что‑то у «Алисы». Задайте ей вопрос: «Алиса, что ты умеешь?» — и она расскажет о своих возможностях.

И они не исчерпываются помощью с навигацией: если вам скучно в пробке, «Алиса» может поиграть с вами в города и даже рассказать, какая где сейчас погода.

А ещё при помощи этого бортового компьютера можно дистанционно оплачивать топливо на городских заправках. Просто выбираете колонку прямо на экране и нажимаете «Оплатить».

Дополнительные функции

К бортовому компьютеру подключается камера заднего вида, если она есть в штатной комплектации автомобиля. Когда вы включаете заднюю передачу, на экран «Яндекс.Авто» автоматически выводится картинка с камеры.

С этим устройством можно войти в свой аккаунт на «Яндексе» и слушать композиции из собственной фонотеки в «Яндекс.Музыке». Поддерживается и воспроизведение с флешки (форматы WMA, AAC, MP3), а также радио и подкасты.

С «Яндекс.Авто» машина перестаёт быть просто средством передвижения. Она становится скорее полноценным гаджетом, который подключается к интернету и берёт на себя часть функций водителя, делая сам процесс управления машиной более комфортным.

Завести «Яндекс.Авто»

«Есть семь причин, по которым робомобили не появятся никогда»

Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

Это, пожалуй, самый убийственный аргумент против скорого внедрения робомобилей. Скептики говорят о том, что управлять автомобилем более-менее адекватно и безопасно может только разумное существо, то есть человек.

Никакие компьютерные системы, включая так называемый искусственный интеллект, и близко не подошли в своем развитии к уровню человеческого мозга.

Сторонники беспилотного транспорта ссылаются на победы алгоритмов над людьми в го.

Они полагают, что эта древняя китайская игра требует от игрока настоящего абстрактного мышления для реагирования на ситуации в реальном мире. А значит ИИ, побеждающий в го, достиг уровня, который позволит ему управлять автомобилем.

Однако Родни Брукс, который многие годы руководил лабораторией компьютерных наук и искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте, в двух статьях указал на то, что ИИ в принципе неспособен реагировать на неожиданный ситуации, которые постоянно возникают на дороге. Брукс — непререкаемый авторитет в робототехнике.

«В конечном итоге ИИ научится управлять автомобилем только в том случае, если станет таким же разумным, как человек», — говорит Брукс.

Он, впрочем, верит, что уже при жизни нынешних молодых людей сингулярность наступит, и алгоритмы, смогут выполнять человеческие функции. Но большинство исследователей относятся к такой перспективе скептически.

2. Робомобили станут жертвой хакеров

Еще один аргумент против беспилотного транспорта состоит в том, что люди всеми способами будут мешать их внедрению, а также использовать робомобили во вред другим людям. Робокары Waymo, проходящие испытания в Аризоне, уже становятся жертвами вандалов и современных луддитов. В будущем же хакеры превратят беспилотные авто в оружие или объекты для вымогательства.

Перехватить управление брошенными на дорогах компьютеризированными машинами не составит большого труда.

В итоге власти, по мнению ряда экспертов, просто не позволят массово внедрять настолько опасную с точки зрения кибервзлома технику. Ведь захваченный робомобиль легко можно использовать для теракта с многочисленными жертвами.

3. Роботакси экономически невыгодны

Разработчики беспилотного легкового транспорта планируют использовать их в качестве роботакси. Первый в мире такой коммерческий сервис «дочка» Alphabet Waymo запустила в Аризоне.

Скептики полагают, что такие сервисы никому не нужны. Просто потому, что водители-люди гораздо эффективнее и намного дешевле полностью роботизированных автопилотов.

Известный хакер и энтузиаст робомобилей Джордж Хотц говорит по этому поводу: «Уже есть отличный сервис такси. Он называется Uber. А чем будет беспилотное такси, если не ухудшенной версией Uber?».

Сейчас, например, робомобили Waymo раздражают автомобилистов крайне низкой скоростью и бестолковым поведением на дорогах. Скептики полагают, что технологии беспилотного вождения еще очень далеки от совершенства.

Многие даже сомневаются в том, что робомобили различают знаки дорожного движения или могут совершать обгон и другие сложные маневры.

4. Машинное обучение не гарантирует безопасность

В пассажирских самолета давно применяют автопилоты. Они гарантированно обеспечивают безопасность полета в заданном эшелоне высоты именно потому, что не опираются на машинное обучение.

В отличие от авиационного автопилота ПО, которое обыватели называют искусственным интеллектом, — это программы, делающие выводы на основании статистической вероятности.

ИИ запрограммирован на совершение ошибок, ведь статистика не дает гарантии выбора оптимального решения. Значит, робомобили будут не менее непредсказуемыми на дорогах, чем водители-люди.

А если масса беспилотных авто окажется участниками трафика одновременно с управляемыми людьми машинами, начнется форменный хаос.

5. Робомобили далекого будущего

Что касается прогнозов о сроках внедрения беспилотного транспорта, то здесь показателен такой пример. В 2017 году Ford объявил о вложении $1 млрд в разрабатывающий беспилотные автомобили стартап Argo AI. Вскоре после этого глава Argo Брайан Салески опубликовал пост на портале Medium, в котором заявил:

«Те, кто думает, что полностью автономные транспортные средства появятся на городских улицах в ближайшие несколько лет, совсем не разбираются в данной технологии и связанных с нею проблемах безопасности».

Большинство компаний-разработчиков считают, что робомобили удастся внедрить в течении 2020-х годов, но когда именно, никто не берется сказать.

6. Не робомобили, а продвинутые автопилоты

Скептически настроенные эксперты полагают, что полностью беспилотный транспорт не появится на дорогах еще десятилетия, а может быть, и никогда. Косвенно это подтверждают и производители авто. Все ведущие компании говорят исключительно о совершенствовании ИИ-систем помощи водителю, а вовсе не о ликвидации руля и педалей в своей продукции.

Гранды мирового автопрома не верят в то, что пятый уровень автономности станет реальностью в обозримой перспективе.

GM, Daimler, Renault-Nissan и Toyota уже объявили о выпуске частично беспилотных автомобилей в начале 2020-х годов, но ни словом не обмолвились о том, когда на дорогах появятся робокары с их шильдиками.

7. Робомобили увеличат пробки и выбросы CO2

Даже в случае массового внедрения беспилотные автомобили не решат транспортных и экологических проблем, считают скептики.

Дэн Сперлинг, директор Института исследований транспорта им. Дэвиса полагает, что робомобили способствуют переезду людей в пригороды, где жилье дешевле. Люди станут больше времени проводить в автомобилях, которыми не надо управлять, работая или общаясь.

С учетом того, что беспилотными станут прежде всего бензиновые авто, поскольку они дешевле электрокаров, увеличатся и пробки, и выбросы парниковых газов.

Беспилотные автомобили: ожидания и реальность

Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

С легкой руки основателя компании Tesla Илона Маска идея полностью автономного автомобиля за пару лет захватила весь мир.

Практически все ведущие мировые автопроизводители занялись созданием беспилотных прототипов, и обещают наладить их производство в течение 3-5 лет.

К созданию собственных автомобилей с автопилотом подключились IT-гиганты, такие как Google, а на днях стало известно, что и крупнейшая российская IT-компания «Яндекс» ищет разработчиков, разбирающихся в беспилотных технологиях. 

Однако представления людей о возможностях искусственного интеллекта чаще всего весьма туманны. Красочные картины, создаваемые в воображении людей маркетологами, имеют мало общего с реальностью. В связи с этим развеиваем главные заблуждения, связанные с беспилотными автомобилями.

Беспилотный автомобиль не требует участия человека

Рекламные ролики и постеры беспилотных автомобилей от компаний Tesla и Mercedes, пионеров в этой области, не совсем честны с клиентами. На этот факт обратила внимание Федерация потребителей Америки.

Из этих рекламных материалов складывается впечатление, что автомобили, называемые беспилотными, полностью автономны. Впечатление, что, находясь за рулем, владелец может спокойно заниматься своими, не глядя на происходящее на дороге.

Впечатление, что находиться за рулем такого автомобиля может даже человек без водительских прав и навыков вождения, поскольку компьютер делает все сам.

На самом деле технология автопилота требует постоянного контроля со стороны водителя — это указано в любой рекламе, но только в самом низу и очень мелким шрифтом, поэтому никто не замечает эту запись или же не обращает на нее внимания. Полностью автономного автомобиля же пока не создал никто и даже близко к воплощению такой технологии в реальность не подобрался.

— Если компания говорит: «Мы можем обеспечить полную автономию в рамках размеченной области», то это еще не высший пятый уровень автономии.

Это только четвертый уровень, – рассказывает в интервью изданию IEEE Spectrum гендиректор Toyota Research Institute Гилл Прат.

– А если не останавливаться на этом и спросить: «Действует ли это для любого времени суток, любой погоды и уровня загруженности дорог?», то скорее всего там будет куча уточнений.

Все существующие на данный момент автопилоты работают только в светлое время суток, при отсутствии осадков и только на свободных дорогах, что в условиях Москвы и большинства современных мегаполисов значит — никогда.

Во всяком случае большую часть времени водителю придется самому управлять автомобилем.

И даже если условия благоприятны для автопилота, то при возникновении любой внештатной ситуации, для которой компьютер не знает верного решения, он будет уводить автомобиль к краю проезжей части и останавливаться, требуя, чтобы вы приняли решение за него.

Беспилотный Mercedes-Benz. производитель

Автопилот всегда принимает правильное решение

Все автопроизводители обещают выкатить свои первые беспилотные автомобили в течение ближайших трех-пяти лет, но прежде чем машины без водителей заполонят дороги, инженерам предстоит решить еще несколько важных проблем.

Больше всего вопросов у общественности вызывает так называемая этическая дилемма, впервые поднятая учеными Массачусетского технологического института в журнале Science.

Представьте себе, что на дорогу перед беспилотным автомобилем внезапно выскакивают маленькие дети.

На торможение времени уже нет, и компьютеру надо делать выбор — либо сворачивать в сторону, подвергая смертельной опасности пассажиров авто, либо сбить детей.

Разработчики Mercedes-Benz сделали свой выбор, запрограммировав автопилот на спасение пассажиров. Таким образом автопроизводитель защищает своих клиентов, и это вроде бы логично, но представители различных общественных организаций тут же набросились на  Mercedes с критикой и обвинениями в аморальности.

Есть и другие ситуации, в которых инженеры не могут прийти к консенсусу. Например, разрешенная скорость движения по дороге составляет 60 км/ч, но поток едет со скоростью 80-90 км/ч.

По закону разработчики не могут запрограммировать компьютер на нарушение правил дорожного движения, но если автомобиль будет ехать заметно медленнее потока, это может спровоцировать аварийную ситуацию.

Вопрос о том, как программировать автопилот на случай таких ситуаций, должен решаться на высшем уровне, пока однозначного ответа на эти вопросы нет ни у кого.

Waymo – беспилотный автомобиль компании Google. производитель

Автопилот водит лучше, чем человек

Казалось бы, компьютер работает точнее и быстрее, чем человеческий мозг, поэтому должен меньше попадать в аварии. Однако в аварии беспилотные автомобили попадают и довольно часто.

Так, исследование ученых из Мичиганского университета США, опубликованное в 2015 году, показало, что на миллион миль пробега «беспилотников» приходится около 9 аварий.

В то же время среди обычных автомобилей аварийность составляет около двух ДТП в расчете на миллион миль.

Как же это объяснить? Да, компьютер лучше человека справляется с рутинными ситуациями, но в случае экстренной ситуации человек чисто интуитивно принимает более верное решение. 

— Без сомнения беспилотные автомобили будут попадать в аварии, но при этом все обстоятельства аварии будут записаны. Благодаря этому в следующем обновлении автопилота автопроизводитель учтет ошибки и исключит возможность повторения подобной аварии, – говорит Гилл Прат.

Конечно, благодаря постоянному улучшению алгоритмов аварий по вине автопилотов будет происходить все меньше и меньше, но должны пройти годы, чтобы искусственный интеллект смог хотя бы близко подойти к человеку в плане водительских навыков.

Будущее беспилотников: мифы и этический выбор — Транспорт на vc.ru

Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

Что реальность, а что миф о беспилотном транспорте, и когда беспилотники, наконец, поедут.

Заезды беспилотных автомобилей. Технологический конкурс “Зимний город” Артем Ганжа, Платформа НТИ

Продолжение. Начало здесь.

Миф 1. Tesla – это беспилотник

Проблема многих современных разработок – особенно таких раскрученных, как автомобили Tesla, – состоит в том, что отличить хайп от реальности зачастую способны только специалисты.

Попросите неспециалиста назвать компанию-производителя беспилотников, и вам скорее всего ответят: “Tesla”. Но, строго говоря, автомобили Tesla совсем не беспилотники, поскольку соответствуют второму уровню автоматизации.

Сегодня в мире нет ни одного настоящего беспилотника – автомобиля пятого уровня автоматизации, которому для вождения не нужен человек. Совсем.

Платформа НТИ

Миф 2. За рулем беспилотника не надо сидеть человеку

Момент, когда человеку не надо будет находиться в салоне автомобиля с высоким уровнем автоматизации, в том числе грузового, наступит нескоро. К примеру, даже в кабине поезда метро, который с технической точки зрения довольно давно считается беспилотными, все равно остается человек, его задача – следить за безопасностью и контролировать процесс.

Одна из компаний – мировых лидеров в сфере беспилотников опубликовала релиз, согласно которому в среднем их операторы во время движения по городу вмешиваются в работу беспилотника один раз в три минуты. Это очень много. И нет ни одного примера, когда оператор не вмешивается в работу ИИ автомобиля хотя бы на 1%.

Поэтому без оператора массово беспилотники в ближайшее десятилетие не поедут.

Миф 3. В России беспилотниками занимается только Яндекс

В нашей стране есть как минимум пять компаний, которые на серьезном уровне занимаются беспилотниками и технологиями для автономного транспорта. Они работают в разных сегментах и практически не конкурируют друг с другом. Это легковые и грузовые беспилотники, компьютерное зрение, сельскохозяйственная и тяжелая техника.

Самые крупные игроки – Яндекс и КамАЗ. В последнее время активно развивается компания StarLine (Санкт-Петербург), именно ее беспилотник – единственный, добравшийся до финиша на технологическом конкурсе «Зимний город». Машина преодолела 50 км в условиях русской зимы менее чем за три часа.

Помимо компании из Санкт-Петербурга, в конкурсе участвовали еще четыре команды: две – из Москвы (МАДИ и BaseTracK) и по одной – из Таганрога (Авто-РТК) и Нижнего Новгорода (НГТУ). Все они претендовали на пятый уровень автоматизации своих беспилотников.

Сегодня на рынке беспилотников стартап пока еще может стать если не единорогом, то точно компанией с миллиардной капитализацией, если сумеет найти свою нишу.

Миф 4. Беспилотники не заменят обычные автомобили

Водители смогут выбирать между полностью автономными и обычными машинами. Вполне вероятно, что с развитием инфраструктуры и массовым внедрением беспилотников водителям запретят выезжать на дороги общего пользования.

Причина – люди будут ставить под угрозу безопасность дорожного движения. В итоге с обычными автомобилями произойдет то же, что в начале XX века произошло с лошадьми. Вождение превратится в хобби и будет разрешено только на автодромах.

Автолюбителям придется выезжать на специально отведенные для этого площадки, как сегодня любителям лошадей – на ипподромы.

Миф 5. Вот-вот создадут крутую технологию, и мы все поедем на беспилотниках

Кажется, совсем скоро человечество создаст ту самую технологию, которая навсегда изменит нашу жизнь. Беспилотники массово выйдут на дороги, таксисты станут никому не нужны, аварий на дорогах не будет, и пробок тоже.

Это весьма распространенные представления, родившиеся во многом благодаря компаниям из Кремниевой долины. Но не все так просто. Придется преодолеть технологические барьеры: беспилотный автомобиль – это сложная инфраструктурная история.

Чтобы он полноценно поехал, необходимо, например, модернизировать дорожную сеть, чтобы беспилотные автомобили могли передвигаться в полностью автономном режиме в районах городов с более интенсивным трафиком, поэтапно приближаясь к решению самой сложной задачи – работе в полностью автономном режиме в час пик в крупных мегаполисах. Предстоит также решить правовые вопросы, вопросы ответственности и собственности. И, наконец, неразрешимые на сегодняшний день этические вопросы.

Новая этика, или человек vs беспилотник

Развитие технологий ставит человечество перед пока что неразрешимыми этическими вопросами и правовыми вопросами.

Кто понесет ответственность в ДТП с беспилотником: компания-производитель, компания-разработчик ПО или владелец?

Если же ответственность будет распределяться между ними, как установить правильную пропорцию?

Существующие нормы предполагают гражданско-правовую ответственность владельца автомобиля, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, если только не удастся доказать умысел (по сути, прямую вину) другого лица в наступлении ДТП, рассказывает советник практики интеллектуальной собственности и информационных технологий в «Томашевская и партнеры» Роман Янковский.

Впоследствии водитель сможет предъявить иск к производителю, однако тот будет отвечать только в силу очевидных дефектов. Владелец же софта не отвечает практически никак, ограждая себя отказом от ответственности в лицензионном договоре. Эти правила применяются и к частично автономным, и к полностью автономным транспортным средствам.

В качестве одного из вариантов решения проблемы предлагается страхование ответственности беспилотного транспорта, или введение посредника в отношения между владельцем и беспилотным автомобилем: например, создание специального фонда, пополняемого с продаж беспилотников. Есть также варианты установки в машины специальных устройств для фиксации действий водителя и определения пропорций распределения выплат в рамках возмещения ущерба.

Уголовно-правовая ответственность действует несколько иначе. «Здесь в случае причинения вреда полностью автономным беспилотником его владелец, очевидно, не будет виновен в произошедшем.

В таком случае вина будет определяться в соответствии с правилами разработки и эксплуатации беспилотников: если эти правила не были нарушены, смерть будет признана несчастным случаем и ответственность не наступит, если были виновным будет признан нарушитель.

Весь вопрос в том, как будут сформулированы правила», – отметил Янковский.

Компании также могут участвовать в возмещении ущерба, даже если формально их беспилотники не виновны в ДТП, считает советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет Евгений Белянко.

В случае, если пешеход будет переходить дорогу в неположенном месте, а транспортное средство с высокой степенью автоматизации не успеет вовремя затормозить, даже соблюдая скоростной режим, тем самым причинив вред пешеходу, то ответственность будет нести виновник ДТП. Однако, учитывая моральные и этические нормы вопроса, компания-разработчик вправе выделить компенсацию и пойти на определенные уступки, даже если она ни в чем не виновата. Это лишь улучшит ее имидж в обществе.

В случае же, если транспортное средство является частично автономным, то на водителя уже будет распространяться вина в наступивших последствиях.

Например, если частично автономный автомобиль собьет пешехода, переходившего дорогу по правилам.

«Теоретически при очевидной программной ошибке возможно привлечь к ответственности разработчиков, но пока таких прецедентов не было», – пояснил Янковский.

Муки выбора. Что делать, если жертв не избежать?

Какое решение будет правильным, если в аварии погибнут люди? Кого должен спасать беспилотник? Водителя или пешехода? Или любой ценой минимизировать количество жертв? От того, как эти вопросы будут решаться на уровне государств, компаний-автопроизводителей и от реакции общества на неизбежные аварии, зависит, насколько быстро и массово беспилотники появятся на дорогах общего пользования. «Законодатель должен обязать производителей “программировать” в беспилотном транспорте этические законы, как решать моральные дилеммы: сбить одного человека, но нарушить правила дорожного движения или сбить 5 человек, но ехать по правилам и заданному маршруту; в случае, если избежать столкновения невозможно: сбить взрослого человека или ребенка», – считает Елена Ирискина.

Полагаем, что в уголовном кодексе появится новый состав преступления “Причинение смерти вследствие использования робота”, поскольку беспилотный автомобиль является частным случаем автономных роботов.

Перед дилеммой встают и автопроизводители, которые помимо этических вопросов должны решать конкретные бизнес-задачи. Купите ли вы беспилотный автомобиль, который в случае чего пожертвует вами и спасет пешехода? Пойдете ли вы через дорогу с беспилотниками, которые в случае опасности будут спасать не вас?

Готово ли общество к возможным авариям с человеческими жертвами по вине роботов? Очень спорный вопрос. Люди будут гибнуть и под колесами беспилотных автомобилей – как решить проблему психологической и социальной готовности, еще никто в мире не знает.

Некоторые компании «зашивают» в мозги автомобиля безусловное сохранение жизни водителю. Mercedes-Benz программирует свои беспилотные автомобили таким образом, чтобы они в любой ситуации защищали бы тех, кто технически находится внутри автомобиля, а не снаружи. Жизнь пассажира важнее, даже если на кону стоят несколько жизней других участников движения.

Пока найти этически неопровержимый ответ на вопросы, связанные с ответственностью, не удалось никому. Поэтому в практической плоскости они решаются на уровне автопроизводителей. Каждым – по-своему.

Когда же беспилотники массово выйдут на дорогу? Мнения экспертов

Сергей Назаренко, главный конструктор инновационных автомобилей, КамАЗ:

«Думаю, что этот порог будет преодолен к 2027-2030 году. Технически автопроизводители будут готовы к массовому выпуску беспилотных автомобилей.

Технически, конструктивно, с точки зрения алгоритмов, распознавания, дублирования систем ­– все эти вопросы будут производителями решены.

Будут ли к этому моменту решены все остальные вопросы? Готово ли будет общество к внедрению беспилотных автомобилей ­– неизвестно».

Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»:

«Через 5-7 лет, если мы говорим о дорогах общего пользования. Сегодня беспилотники способны уверенно работать в достаточно хорошо предсказуемых условиях, которыми не являются мегаполисы. Требуется доработка алгоритмов предсказания поведения других участников дорожного движения, создание цифровых моделей дорог, многостороннее и глубокое тестирование».

Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей, Яндекс:

«По мере развития технологии беспилотные автомобили смогут передвигаться в полностью автономном режиме в районах городов с более интенсивным трафиком, поэтапно приближаясь к решению самой сложной задачи – работе в полностью автономном режиме в час пик в крупных мегаполисах. По нашим расчетам, эта задача будет решена в течение ближайших 3-5 лет. Внедрение беспилотных технологий в повседневную жизнь – постепенный процесс, который требует развития не только технологий, но и регулирования».

Юрий Молодых, директор по развитию технологических конкурсов Up Great РВК:

«Пройдет очень долгий период, прежде чем беспилотники будут внедрены либо в ограниченных зонах, либо с дополнительным водителем. Постепенно это будет происходить. Думаю, что полный цикл внедрения, когда у нас есть автомобиль, который проходит все испытания на полигоне, и момент, когда по улице едет сто автомобилей и за рулем только одного из них сидит человек, – это десятки лет».

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Беспилотные машины уже ездят по Москве. Прокатились на авто под управлением робота-педанта

Беспилотные автомобили без стекла станут реальностью

Сегодня мы постоянно встречаем в прессе истории о беспилотных автомобилях, способных оставить без работы водителей.

Машина, которой не нужен человек за рулем или вообще руль, по задумке должна стать такой же привычной, как когда-то лифты без лифтеров или звонки по межгороду без помощи телефонисток. В России в 2025 году, по одному из прогнозов, могут продать 20–40 тыс. таких авто.

Хотя аварии с беспилотниками в США — сбитый пешеход, ДТП с грузовиком — показали, что задача труднее, разработчики продолжают улучшать технологии, а правительства стран — принимать законы для них. В прошлом ноябре в России разрешили тестировать беспилотные автомобили на общих дорогах.

С мая 2019 года беспилотники “Яндекса” ездят по Москве. Корреспонденты ТАСС прокатились на машине будущего, выяснили как “видит” мир автопилот и когда эти автомобили станут повседневностью.

В москве 35 беспилотников. вы их не замечаете

Если вы увидите беспилотник на дороге и не будете рассматривать его, то, скорее всего, не поймете, что это он.

Вы бы заметили, если водительское место было пустым, но постановление, по которому разрешено тестировать эти машины в городах, не позволяет делать это без водителя.

Поэтому вы увидите обычную иномарку с человеком за рулем и вряд ли будете приглядываться, чтобы понять, что руль крутится сам по себе.

За рулем Ярослав, он инженер в “Яндексе” и прошел обучение для допуска к испытаниям. Мы с фотографом взяли свои водительские удостоврения, но зря, нам нельзя за руль.

Задача Ярослава — “подстраховывать” алгоритм — брать управление, если что-то пошло не так. Он заводит “Тойоту Приус”, переделанную в беспилотник, и смотрит на большой экран между водительским и пассажирским местом.

Нужно убедиться, что компьютер видит все вокруг.

Мы видим, как по экрану движутся люди в белых прямоугольниках, а другие машины — в желтых. Это значит, что программа все распознала, можно ехать.

 Ярослав вручную выезжает со двора гаража на Аминьевское шоссе (автопилот умеет делать это сам, но рядом ремонтируют дорогу), отпускает руль и откидывается на спинку кресла.

Машина на экране, как в игре, движется по зеленой, а потом по красной полосе — так отображается набор скорости. 

Хотя внимательный человек заметит пару деталей и “раскусит” водителя. На крыше беспилотника черное “ведерко”: это лидар — лазерный сенсор, определяющий расстояние машины до других объектов. Впереди, сзади и по бокам машины — камеры, их шесть, обычную машину так не “обвесят”.

 Еще у автономного авто внизу радары — они нужны, чтобы видеть положение машины в пространстве, но их не видно, они под бампером. Внимательный водитель задумается, что значит буква “А” на заднем стекле. Ну или попросту увидит надпись “беспилотный автомобиль” на двери авто.

 

Сегодня 35 беспилотных машин днем и ночью катаются по московским дорогам. Мы поедем по Аминьевскому шоссе и ул. Мосфильмовской.

У “Яндекса” есть маршруты, например, по Мичуринскому и Комсомольскому проспекту. Скоро и машин, и маршрутов будет больше, сейчас еще 15 автомобилей в процессе сертификации, которой занимается Минпромторг.

До конца года по городу, по плану, будет кататься сотня беспилотников.

Первый закон автопилота. Никогда не нарушать правила

Человек, который учится водить, проходит теорию в автошколе, потом тренируется парковаться и объезжать препятствия на площадке. После катается с инструктором по городу, а затем сдает экзамены и может водить самостоятельно.

“Наши беспилотники одновременно на этапе обучения и экзамена. Мы катаемся и смотрим, что можно улучшить.

Исправления идут постоянно, каждый день машины ездят лучше, чем ездили вчера”, — рассказывает Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей “Яндекса”. 

“Мозг” машины хорошо знает маршут, по которому мы едем. С прошлого года водители накатывали круги по этим дорогам в ручном режиме. Так алгоритм пассивно обучался. И таким же образом программу “познакомили” с Хамовниками и некоторыми другими районами.

Мы с фотографом сидим на пассажирских местах. Я сзади, он на переднем сиденье. Я не чувствую себя героем фантастического фильма вроде “Я робот” или “Особое мнение”, где люди ездят на беспилотниках. За рулем есть человек, возможно, поэтому нет ощущения, что поездка какая-то необычная. Вот только едет машина непривычно медленно.

С такой же робкой скоростью я каталась первую неделю после получения прав. Наш фотограф замечает, что автопилот “резковат в движениях, не объезжает ямы и лужи, ощущение, что рулит новичок”. И другие водители поступают с ним, как с неопытным шофером, нас обгоняют все — грузовики, маршрутки и малолитражки типа “Матизов” и “Пиканты”.

 

Беспилотник — гибрид: он ездит традиционно — на бензине, и может ехать на электричестве

© Сергей Бобылев/ТАСС

“Здесь разрешена скорость 60 километров в час, — Юлия Швейко, пресс-секретарь “Яндекса”, сидит рядом и объясняет, что происходит. — Мы едем со скоростью 59 километров в час. Другие водители знают, что можно ехать быстрее, потому что нет штрафа за превышение скорости до 20 километров в час”. 

Алгоритм-водитель — это педант, соблюдающий все правила дорожного движения. В этом и смысл, есть надежда, что на дорогах с беспилотниками станет безопаснее. Превышение скорости — главная причина ДТП в России. 

Хотя неумение нарушать ПДД — это и слабое место. “Если впереди авария, а чтобы объехать, нужно выехать на встречку, то беспилотник остановится и никуда не поедет, — говорит Юлия Швейко.

— У человека не возникнет вопроса, что делать, — он аккуратно объедет препятствие, слегка нарушив правила. Сейчас в ситуации, непонятной для алгоритма, пилот-испытатель забирает управление.

А мы накапливаем опыт, чтобы учить машину понимать, как адекватно поступать в таких случаях”.

Мы стоим на светофоре. Видим на экране красный забор перед капотом, то есть программа понимает, что ехать нельзя. “Хёндай” в соседнем ряду начинает движение чуть раньше, чем загорается зеленый свет.

Карты, знаки, люди. Как думает алгоритм-водитель

В багажнике беспилотника компьютер, на котором хранятся базы с картами. Это не карты, как в “Яндекс.Навигаторе”, а более продвинутые — HD-карты. Все в мире компании, разрабатывающие беспилотные автомобили, создают их сами.

“Беспилотник ориентируется не только на то, что видит вокруг, но и на свои карты, — говорит Юлия Швейко. — Частый вопрос: “Как машина будет ехать, если на дороге не видно разметку, например, зимой из-за снега?” Алгоритм знает, что она есть, потому что обращается к карте.

Если утром начался ремонт дороги, эта информация появится в наших “Яндекс.Картах” и в HD-картах и программа будет знать об этом. Хороший интернет, поколение 5G-сетей не нужны.

Мы намеренно создаем такие системы, которые не зависят от инфраструктуры, могут принимать решения там, где нет связи с Сетью”. 

В любой непонятной ситуации машина останавливается

© Сергей Бобылев/ТАСС Первое — машина находит себя по картам. Второе — она анализирует, что вокруг нее: какие объекты, препятствия, как и с какой скоростью движутся машины.

Третье — алгоритм предсказывает, как будут вести себя все в дальнейшем: сохранят ли машины скорость, траекторию движения.

“В двух словах не расскажешь, как выглядит “мыслительный процесс” программы, но обнаружение себя и прогнозы она делает десятки раз в секунду”, — уточняет Швейко. 

Впереди автобус снижает скорость перед остановкой. Беспилотник останавливается за ним. “Мы не видим людей, но они могут выйти из-за автобуса, — объясняет Швейко. — Если пешеход выходит на дорогу — машина останавливается.

У нас был случай в Иннополисе (татарский IT-городок в 40 км от Казани) — человек “голосует”, чтобы поймать такси. Машина “видит” его, предполагает, что он будет переходить, снижает скорость. Мужчина думает, что его подберут, и идет к ней.

 Беспилотник останавливается, а он садится назад”.

Мы возвращаемся на стоянку. Машина сделала круг за десять минут. Ярослав паркуется в ручном режиме и собирается на заправку. 

Зачем “Яндекс” испытывает машины в Израиле

В Иннополисе беспилотный автомобиль “Яндекса” катается уже год. У него там больше свободы, по правилам иннограда, испытатель сидит на переднем пассажирском месте.

На этих дорогах автопилота научили “видеть” мелких животных. “В Иннополисе через дорогу часто бегают зайцы, — говорит Артем Фокин. — нам пришлось научить автомобиль распознавать их и приостанавливаться.

Теперь зайцев, кошек и более крупных животных программа знает”.

На полигонах беспилотники научились маневрировать, справляться с заносами на гололеде и другими внештатными ситуациями

© Сергей Бобылев/ТАСС Чем больше знает алгоритм, тем лучше. Пару месяцев назад три беспилотника начали кататься по улицам в Тель-Авиве. Требования в Израиле к тест-драйву, кстати, как и в России: человек подстраховывает автопилот в водительском кресле.

“В Тель-Авиве много мотоциклов, скутеров, электросамокатов, — объясняет Фокин. — Мы собираем данные о поведении двухколесного транспорта. Если мы захотим запуститься, скажем, в Италии, или где-то еще, где много велосипедов и скутеров, — нам будет проще.

Регулирование беспилотных автомобилей в Израиле делает первые шаги, но это одна из немногих стран, где есть соответствующие нормативные акты. До конца года мы запустим там еще десять автомобилей. И мы открыли там офис, набираем местную команду разработчиков.

Они будут вместе с российской командой работать над технологией и решать задачи, которые появляются по мере тестирования в этом регионе”.

Когда беспилотники смогут заменить водителей

Сейчас в России есть одно постановление, регулирующее беспилотники. В нем объясняется порядок, как выпускать машины на дорогу. По словам Фокина, в правительстве РФ обсуждаются законы, которые позволят сертифицировать машины быстрее и давать им больше свободы, но законопроекта пока нет.

“Сейчас разработчики во всем мире вынуждены тратить время на административные задачи, — объясняет он. — Там, где законодательство наиболее лояльно к технологиям, разработка идет быстрее.

Например, в США ездит полторы тысячи беспилотников, в некоторых штатах можно ездить без водителя и даже перевозить пассажиров без водителя. Мы сейчас на хорошем технологическом уровне.

Нет линейки, которую можно приложить к технологии той или иной компании, чтобы сказать, лучше или хуже, но наш уровень достойный в мире. Чтобы убедить в этом людей  — нам нужно проехать много миллионов километров по дорогам. Но законодательная база такова, что на многие вопросы нет ответа.

Вы спрашиваете: “Что если машина попадет в ДТП без водителя? С кем второй водитель будет оформлять европротокол или ждать ГИБДД?” Ответ: “Я не знаю”. Нет законов, которые регулировали бы эти ситуации. Мы верим, что через три-четыре года беспилотники смогут справляться с любой дорожной ситуацией.

Но когда они выйдут на дороги не в тестовом режиме, зависит не только от нас и разработчиков любой страны, а от принятия законов. Если мы хотим двигаться с опережением — наше законодательство должно быть таким же или более прогрессивным, чем законодательства других стран”.

Технически любой автомобиль можно переделать в беспилотник. Даже “Жигули”. Но в некоторые современные модели на заводе ставят электронные блоки, которые позволяют контролировать машину по проводу, с ними проще подружить систему управления

© Сергей Бобылев/ТАСС

На стоянке три беспилотных автомобиля — “Тойота” и “Хёндай”. Наш фотограф — водитель со стажем, следит за новинками автопрома — с любопытством их рассматривает. Он говорит, что не хотел бы отдавать руль роботу. Все же пересадить водителей на беспилотники — это не то же, что отказаться от лифтеров или телефонисток.

Вы знаете что-то о фанатах, которые ни в какую не хотели звонить по межгороду без посредников? Но есть люди, которые обожают водить машину. У меня, впрочем, наоборот большие надежды на технологию.

Пару лет назад я чуть не попала в аварию на трассе, после чего думала о киберпанк-будущем с беспилотниками как о прекрасном времени. 

Анастасия Степанова, Константин Крашенинников

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.